“Корпорация МСП” (институт развития по поддержке и развитию малого бизнеса) может в текущем году выдать субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) кредиты на организацию производства на общую сумму в 50 млрд рублей, заявил заместитель гендиректора “Корпорации МСП” Алексей Журавлев в ходе форума “Сделано в России”.
“Это программа льготного кредитования (партнерами корпорации по этой программе являются 48 банков) именно производственного сектора малого и среднего бизнеса, – сказал Журавлев. – Условия по этой программе следующие: 2% по кредиту для средних предприятий и 4% – для малых и микро-предприятий. Кредит предоставляется на 10 лет и при этом на пять лет ставка по кредиту фиксированная”.
По словам Журавлева, до конца текущего года бюджет этой программы на текущий год составляет 50 млрд рублей.
При этом Журавлев отметил, что бизнес, подключившийся к этой программе, в ряде случаев сталкивается с трудностями.
“Есть случаи, когда банки не сразу реагируют, отказываются от наличия таких программ, – сказал он. – Прошу в таких случаях обращаться в наш контакт-центр – по каждому из конкретных кейсов работают наши сотрудники, которые фактически за руку проводят МСП по всем тернистым путям, в том числе в общении с банками”.
“Сегодня, и мы это видим по обращениям бизнеса, МСП часто остаются один на один с банками и в результате отказываются от мер поддержки”, – добавил Журавлев.
Поэтому, по его словам, корпорация в настоящее время готовит “коробочный продукт” механизма работы с банками, который планируется передать региональным гарантийным организациям, которые смогут на местах правильно организовать поддержку малого бизнеса при взаимодействии с банками.
Также Журавлев рассказал, что “Корпорацией МСП” запущена еще одна программа льготного кредитования – проектов по организации в РФ высокотехнологичных производств. По этой программе кредиты предоставляются по ставке 3%.
К настоящему времени экспертным советом “Корпорации МСП одобрено более 70 заявок на получение кредитов по этой программе. Общий объем одобренных кредитов составляет 12 млрд рублей.
По утверждению Журавлева, в текущем году объем финансовой поддержки субъектов МСП и самозанятых, оказанной с участием “Корпорации МСП” составил около 470 млрд рублей, что в 1,4 раза больше аналогичного показателя прошлого года. При этом он отметил, что при участии корпорации малый бизнес смог в 2022 году получить 37 тыс. кредитов (в 3 раза больше, чем годом ранее).
По мнению Журавлева, этим меры финансовой поддержки малого бизнеса, наряду с нефинансовыми мерами поддержки со стороны правительства РФ, могут помочь субъектам МСП справиться с основными трудностями, возникшими у бизнеса в условиях антироссийских санкций и проведения частичной мобилизации.
“Сейчас основные трудности для малого и среднего бизнеса связаны с частичной мобилизацией, с поиском и изменением структуры спроса на те продукты и услуги, которые он производит, – пояснил Журавлев. – В текущей ситуации основное для бизнеса – сохранить устойчивый спрос”.
Сам малый бизнес считает, что меры поддержки, в том числе, финансовой – меры именно поддержки, а не основной способ финансирования развития бизнеса.
“Инструменты поддержки – это не то, что должно лежать в основе бизнес-плана, – отметил в ходе форума гендиректор компании ReinnolC (производитель оборудования для очистки и рециркуляции воды на промпроизводстве) Павел Блохин. – Меры поддержки помогают немного быстрее двигаться”.
По словам Блохина, в случае с ReinnolC на меры поддержки пришлось около 1/3 от общего объема инвестиций – 87 млн рублей из приблизительно 300 млн рублей. При этом он подчеркнул, что на каждом этапе развития бизнеса требуется свой механизм поддержки и необходимо уметь с ним работать, правильно привлекать.
В свою очередь вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова отметила, что многие не верят, что смогут использовать меры поддержки, предлагаемые государством, институтами развития.
“Предприниматели часто даже не пытаются получить то (меры поддержки, субсидии, гранты, льготные кредиты – ИФ), что они могли бы использовать, – сказала Дыбова. – Необходимо использовать те инструменты и инфраструктуру, которая есть – не надо стесняться и лениться”.
Также, по мнению Дыбовой, бизнес должен научиться объединяться, обмениваться важной для него информацией (в том числе, по части получения тех или иных мер поддержки со стороны государства).
Кроме того, по словам Дыбовой, все еще остается нерешенной проблема информирования малого бизнеса, прежде всего, производственного, о потребностях заказчиков.
“Мы рассчитывали, что будет перечень отраслей, номенклатура восстребованной заказчиками продукции, – рассказала Дыбова. – Взаимодействовали по этому вопросу с Минпромторгом, который создал свою “Биржу импортозамещения”. Но там востребованная продукция представлена по кодам ОКПД2, что, фактически, не дает представления о том, что все-таки требуется заказчикам”.
Ранее Дыбова уже отмечала, что у бизнеса нет понимания, что необходимо заказчикам, что требуется производить, в каких объемах. “Непонятно, под что (производство какой номенклатуры товаров – ИФ) получать целевые деньги”, – говорила она.
ИНТЕРФАКС