Итоги 2022 года в закупках. Часть 1

Итоги 2022 года в закупках. Часть 1

Кажется, 2022 год побил все рекорды по количеству изменений в законах. Систему закупок адаптировали к работе в условиях санкций и частичной мобилизации, вносили плановые изменения. В статье вспомним самые важные нововведения уходящего года.

Начнем с обзора мер поддержки участников закупок.

Списание неустоек

Правительство разрешило полное списание неустоек в связи с частичной мобилизацией (ПП РФ №783).

Кроме того, в самом конце 2021 года с поставщиков обязали списывать начисленные и неуплаченные неустойки, если произошло удорожание стройматериалов (ПП РФ № 2594).

Неустойки списывают при условии, что поставщики предоставляют документы, подтверждающие невозможность исполнить контракт на прежних условиях.

Ведение РНП

С 23 марта исполнителей и подрядчиков по госконтрактам не включают в РНП, если они не исполнили свои обязательства из-за форс-мажора (ПП РФ № 417). К случаям форс-мажора отнесли введение санкций и других ограничений иностранными государствами. С 18 октября частичную мобилизацию также отнесли к форс-мажорам.

Изменение условий контракта

Поставщикам разрешили менять существенные условия контракта, если его невозможно выполнить из-за обстоятельств, связанных с частичной мобилизацией в России (ПП РФ № 1838).

Продление мер поддержки

Авансирование контрактов

С 30 марта на 2022 год предусмотрели возможность устанавливать авансовые выплаты при заключении контрактов, финансируемых из федерального бюджета (ПП РФ № 505).

Если контрактом предусмотрено казначейское сопровождение, заказчик может установить аванс от 50 до 90 % суммы контракта. Если казначейское сопровождение контрактом не предусмотрено, установление аванса также возможно — только до 50 % суммы контракта.

В конце года правительство разместило проект № 01/01/11-22/00133692, который предусматривает продление этой возможности и на 2023 год в случае, если предусмотрено казначейское сопровождение.

Ноябрьские изменения

420-ФЗ с 4 ноября на год продлил возможность:

  • менять существенные условия контракта по ч.65.1. ст.112, а также в закупках лекарств, медизделий, расходных материалов в пределах 30 %;
  • заказчикам не устанавливать в закупке обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств за исключением случаев, когда предусмотрена выплата аванса;
  • правительству РФ устанавливать иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика.

Подробнее об изменениях 44-ФЗ в ноябре читайте в статье.

Выдача независимых гарантий

Независимая гарантия необходима участникам закупок для обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств. Чтобы облегчить поставщикам получение гарантии, правительство РФ разрешило белорусским банкам наравне с российскими выдавать независимые гарантии. С перечнем кредитных организаций Белоруссии, допущенных к закупкам, можно ознакомиться в ПП РФ № 1238.

Кроме того, с 1 октября ПП РФ № 1397 утвердило единые требования к независимым гарантиям для участия МСП в электронных закупках по 223-ФЗ. Постановление унифицирует типовые формы независимых гарантий для закупок у МСП по 223-ФЗ и всех закупок по 44-ФЗ.

Больше не нужно тратить время на согласование независимой гарантии, так как их форма стала единой. Теперь заказчикам будет сложнее отклонить заявку из-за неверно оформленной гарантии.

Мобилизованные предприниматели

После того как частичную мобилизацию признали форс-мажором, призванным на военную службу предпринимателям дали 5 рабочих дней на передачу дел в своем бизнесе (404-ФЗ). Они смогут передать дела в доверительное управление или сохранить регистрацию бизнеса без изменений на время службы. Совмещать предпринимательскую деятельность и службу в армии нельзя.

Оплата контракта

104-ФЗ утвердил срок оплаты по контракту (по 44-ФЗ и 223-ФЗ): он должен быть не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Такой же срок оплаты утвердили для закупок СМП и СОНКО (ПП РФ № 1946).

Также утвердили сроки оплаты контракта в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Он должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ПП РФ № 1290).

Изменения в нацрежиме

Национальный режим в закупках регулирует поддержку российских производителей, обеспечение безопасности и оборону страны. В 2022 году в этой сфере произошли важные изменения.

Приравнивание товаров ДНР и ЛНР к отечественным

Преимущества в закупках получают товары из стран ЕАЭС, а с 18 февраля 2022 года — товары из ДНР и ЛНР (ПП РФ № 201). Сертификаты о происхождении товаров, выдаваемые на этих территориях, действительны в России.

Теперь при применении нацрежима товары, произведенные в ДНР и ЛНР, имеют такое же преимущество по отношению к иностранным, как и товары из стран ЕАЭС.

Подтверждение происхождения товара из ДНР и ЛНР

Чтобы подтвердить, что товар произведен в ДНР или ЛНР, нужно указать в заявке регистрационный номер сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченными органами ДНР и ЛНР (ПП РФ № 617). Сам сертификат поставщик обязан предоставить заказчику при исполнении контракта (ПП РФ № 883).

Подтверждение происхождения российского товара

В ПП РФ № 719 зафиксировали перечень товаров с информацией, какое количество баллов по каждому из них нужно набрать для подтверждения российского происхождения.

В течении года в постановление активно вносили изменения: добавляли новые позиции и по некоторым из действующих меняли количество баллов (например, ПП РФ № 1599 и ПП РФ № 1684).

Помимо утвержденных постановлений, внесли предложения в проект № 02/07/11-22/00133024. Например, для товара кресла-коляски с электроприводом расписали конкретные характеристики, которые должен содержать товар для подтверждения российского происхождения.

Рекомендуем периодически отслеживать изменения в ПП РФ № 719.

Запрет на допуск иностранных товаров

ПП РФ № 616 установило полный запрет на допуск к участию товаров иностранного происхождения.

В части исключения из правил 10 октября утвердили ПП РФ № 1745, где определили перечень товаров, по которым заказчики вправе не устанавливать запрет по ПП РФ № 616. Условие: товары закупают в связи с проведением специальной военной операции, мобилизационной подготовкой или частичной мобилизацией.

Кроме того, проектом № 01/01/10-22/00132496 предложили включить в список товаров по ПП РФ № 616 новую продукцию и исключили 7 действующих позиций.

Условия допуска для медизделий

ПП РФ № 102 устанавливает ограничения и условиях допуска для медицинских изделий. Перечни как пополняют, так и сокращают. Утвержденное 21 апреля ПП РФ № 733 распространило ограничения на новые медицинские товары.

«Второй лишний»

Ограничение допуска промышленных товаров из иностранных государств регулирует ПП РФ № 617. Оно работает по правилу «третий лишний»: заявку с иностранным товаром отклонят, если в закупке подано минимум две заявки с товаром ЕАЭС.

21 октября Минпромторг РФ опубликовал проект № 01/01/10-22/00132496 с предложением добавить позиции 117.1 и 124.1 и исключить позицию 109.

Самое важное изменение: внедрение принципа «второй лишний». Если в закупке есть хотя бы одна заявка с российским товаром, все иностранные отклонят.

Присоединение новых субъектов к РФ

4 октября ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав России. С 1 января 2023 на этих территориях будут применять 44-ФЗ.

Кроме того, 21  декабря Госдума приняла законопроект № 242406-8, который наделяет правительство РФ правом устанавливать особенности планирования и осуществления госзакупок для нужд новых субъектов РФ. Предполагается, что это право будет действовать с 2023 по 2025 год.

Влияние санкций

Власти адаптируют систему госзакупок к работе в условиях санкций. Так, 3 мая президент РФ издал указ № 252 о применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств.

После этого 11 мая в ПП РФ № 851 утвердили перечень юрлиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

Позже Минфин в письме № 24-06-06/54846 разъяснил применение указа № 252. В частности, в извещении о закупке должно быть указано, что участника нет в перечне юрлиц, для которых применяются спецмеры. Если участник в таком перечне есть, его заявку отклонят.

В следующей статье разберем другие итоги в 2022 года. В частности проанализируем, что поменялось в поддержке МСП, электронном актировании и гособоронзаказе.

Александра Чеботаева, эксперт в тендерном законодательстве

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...