Госдума приняла в I чтении законопроект о дальнейшем упрощении и ускорении госзакупок

Госдума приняла в I чтении законопроект о дальнейшем упрощении и ускорении госзакупок

Депутаты Госдумы приняли в I чтении поправки к закону “О контрактной системе” (44-ФЗ), направленные на дальнейшее упрощение госзакупок и сокращение времени их проведения (N 314175-8).

В ходе рассмотрения законопроекта рядом депутатов было предложено скорректировать основные положения этих поправок к их рассмотрению во II чтении. В частности, депутат Валерий Гартунг указал на необходимость введение временных ограничений для части поправок.

Речь идет, в частности, о норме, позволяющей расширить практику проведения закупок в виде электронного запроса котировок (длительность 6 календарных дней – прим). Для этого планируется повысить ценовой порог для таких закупок с 3 млн до 10 млн рублей, а также снять ограничения на долю таких закупок в совокупном годовом объеме закупок (СГОЗ).

По мнению Гартунга, эту норму необходимо установить временно, посмотреть на правоприменительную практику и только после этого вводить ее на постоянной основе в 44-ФЗ, или отказаться от нее.

Аналогичное замечание и предложение ранее сделало правительство РФ, которое поддержало этот законопроект, при условии его доработки ко II чтению с учетом правительственных замечаний.

Сам законопроект, помимо увеличения ценового порога для запроса котировок, предусматривает также повышение ценового порога для закупок в “электронных магазинах” (так называемые “закупки с полки”) электронных торговых площадок (ЭТП) с 3 млн рублей до 5 млн рублей.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить 44-ФЗ временной нормой, позволяющей до 1 января 2025 года проводить строительные закупки “под ключ”. Предполагается, что эта норма даст возможность более оперативно и эффективно осуществлять строительство различных объектов с полным циклом от момента проектирования объекта до этапа оснащения всем необходимым для его эксплуатации оборудованием.

Также госзаказчикам планируется предоставить право на заключение контракта со вторым участником торгов в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением независящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Помимо этого, предлагается сократить сроки согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

Этот законопроект был подготовлен по инициативе спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая в феврале предложила правительству ввести мораторий на применение 44-ФЗ на период до завершения военной спецоперации, чтобы можно было оперативнее осваивать выделяемые средства. В середине марта Совфед подготовил этот законопроект. Но речь в нем шла уже не о моратории на применение 44-ФЗ, а об упрощении и ускорении госзакупок.

Как сообщалось, в марте-апреле прошлого года правительство приняло оперативные меры, направленные на поддержку участников рынка закупок, включая закупки госкомпаний. В конце 2022 года действие этих норм было продлено на 2023 год.

За 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 млн контрактов на общую сумму в 5,1 трлн рублей против 1,4 млн контрактов на 4,5 трлн рублей годом ранее. По данным Минфина, 88% контрактов (в стоимостном выражении) заключены с единым поставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%.

По оценке Минфина, влияние антисанкционных мер (предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единых поставщиков по тем или иным закупкам – ИФ) на закупки у единых поставщиков невелико. По особым основаниям по решениям правительств (субъектов) с едиными поставщиками заключается только около 8% контрактов.

ИНТЕРФАКС

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...