ФАС: Правоприменительная практика при квалификации действий органов власти и хозсубъектов по статье 16 Закона о защите конкуренции

ФАС: Правоприменительная практика при квалификации действий органов власти и хозсубъектов по статье 16 Закона о защите конкуренции

Одним из участников антиконкурентного соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, всегда является орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган или организация, осуществляющая функции указанных органов, государственный внебюджетный фонд или Центральный банк Российской Федерации.

Для квалификации действий по статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, является ли учреждение органом или организацией, осуществляющей функции органов государственной власти или местного самоуправления.

Суть дела

ФАС прекратило производство по делу, возбужденному по признакам нарушения ГБПОУ «С» (Учреждение) и хозяйствующими субъектами ИП и ООО «СА» статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении между Учреждением и ИП, ООО «СА» одномоментно однородных по своему качественному содержанию договоров в обход конкурентных процедур. Заявитель (физическое лицо) с вынесенным решением не согласился и обратился в ФАС России с требованием его отменить.

Предыстория разбирательства

В УФАС поступили заявления физических лиц о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действии (бездействии) ГБПОУ «С» при заключении договоров с единственными поставщиками.

УФАС установило, что между ГБПОУ «С» заключены 4 договора на проведение ремонтных работ спортивного зала с единственными поставщиками — ИП, ООО «С» без проведения конкурентных процедур, сумма каждого из договоров не превышает 600 тыс. рублей. При этом работы, предусмотренные указанными договорами, являются идентичными и лишь формально содержат указания на разные виды и объекты работ.

По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений УФАС возбудило дело в отношении ГБПОУ «С», ИП и ООО «С» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении однородных по своему содержанию договоров на проведение ремонтных работ без проведения конкурентных процедур.

Вместе с тем УФАС установлено, что основной целью деятельности ГБПОУ «С» является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования и по программам профессионального обучения.

При таких обстоятельствах Управление пришло к выводу, что ГБПОУ «С» не является органом власти и не осуществляет функций органа власти, в связи с чем действия ГБПОУ «С», ИП и ООО «С» не могут быть рассмотрены антимонопольным органом на предмет нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в вышеуказанных действиях на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции производство по делу в отношении ГБПОУ «С», ИП и ООО «С» было прекращено.

Результаты рассмотрения жалобы Коллегиальным органом

По результатам рассмотрения жалобы Коллегиальный орган ФАС России пришел к следующим выводам.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещается заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, одним из участников антиконкурентного соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, всегда является орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган или организация, осуществляющая функции указанных органов, государственный внебюджетный фонд или Центральный банк Российской Федерации.

Согласно положениям Устава ГБПОУ «С» предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, а также программ дополнительного образования для детей и взрослых и дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Основной целью деятельности ГБПОУ «С» является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования и по программам профессионального обучения. Кроме того, Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и дополнительным профессиональным программам, реализация которых не является основной его целью.

В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Исходя из системного толкования положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1505-р, для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами; бюджетное учреждение создается публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Кроме того, услуги по организации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, по программам профессионального обучения, по дополнительным общеобразовательным программам и дополнительным профессиональным программам не являются государственными (муниципальными) услугами. Апелляционная коллегия отметила, что в данном случае ГБПОУ «С» не является органом государственной власти либо органом местного самоуправления, не выполняет функции какого-либо органа государственной власти, публично-правовые функции, не обладает властными полномочиями в областях и сферах государственной деятельности.

Таким образом, действия ГБПОУ «С», ИП и ООО «С», выразившиеся в заключении идентичных договоров на проведение ремонтных работ спортивного зала без проведения конкурентных процедур, не могут быть квалифицированы по статье 16 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием состава соответствующего нарушения.

На основании изложенного Апелляционная коллегия пришла к выводу, что решение УФАС не нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Жалоба на решение УФАС оставлена без удовлетворения, следует из  Обзора  практики рассмотрения жалоб на решения и предписания управлений ФАС России.

Документ: Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 01 октября 2021 г. по делу №059/01/16-465/2021 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...