Комиссия банка за выдачу гарантии не возвращается, даже если она оформлена с недостатками (Закон №44-ФЗ). К таким выводам пришли суды.
Аукционная комиссия заказчика не приняла банковскую гарантию, представленную компанией – победителем, и признала ее уклонившейся от заключения контракта.
Компания посчитала, что раз контракт не заключен, то гарантия фактически не выдана, а услуга банком не оказана, и потребовала возврата уплаченной комиссии.
Суды в иске отказали.
Именно компания несет ответственность за проверку содержания гарантии на предмет ее соответствия требованиям заказчика.
Банк заранее направлял компании проект гарантии на согласование, и на стадии оформления никаких замечаний к ее тексту принципал не предъявлял. Хотя победитель закупки имел такую возможность и при необходимости мог согласовать проект документа с заказчиком.
Более того, когда заказчик отказал в принятии гарантии, банк незамедлительно по поручению компании разместил изменения к гарантии в реестре независимых гарантий.
Верховный Суд РФ также отметил, что ни законодательство, ни соглашение о выдаче гарантии не предусматривают возврат комиссионного вознаграждения на случай отказа заказчика в ее принятии. Выполнение обязательств банка по гарантии не обусловлено наступлением каких-либо обстоятельств. Условий для ее прекращения, указанных в ст.378 ГК РФ, не наступило, поэтому гарантия продолжает действовать по указанную в ней дату.
В практике есть и противоположное решение Верховного суда РФ.
Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям закона, невозможность ее использования участником закупки для заключения государственного контракта по 44-ФЗ, являются достаточным основанием для расторжения договора предоставления банковской гарантии и взыскания с банка суммы уплаченной за нее комиссии, а также упущенной выгоды в размере предположительной прибыли, которую участник закупки (победитель) получил бы, если бы контракт с заказчиком был заключен, следует из определения Верховного Суда.
Банк, являясь профессиональным участником рынка, связанного с предоставлением банковских услуг, обязан был обеспечить соответствие условий выдаваемой им банковской гарантии требованиям законодательства
(см. Определении Верховного суда РФ от 25 ноября 2021 года № 301-ЭС21-21630 по делу №А31-5897/2019)
Документ: Определение ВС РФ от 20.09.2023 № 305-ЭС23-16686 по делу №А40-243425/2022