На протяжении года нами были представлены краткие обзоры об основных изменениях Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. К сведению, в 2021 году было принято 7 федеральных законов, вносящих изменения в Закон №44-ФЗ, при этом самым масштабным из них является Федеральный закон от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Считаем необходимым отметить одну из принципиальных новелл Закона №360- ФЗ – нововведение об электронном актировании, предусматривающее подписание с 01.01.2022 документа о приемке в электронной форме. С указанного времени ст. 94 Закона №44-ФЗ дополняется частями 13 и 14 о формировании и подписании документа о приемке в электронной форме с использованием ЕИС.
Отметим, что с момента передачи полномочий по регулированию контрактной системы в Минфин России, положения Закона №44-ФЗ постоянно оптимизируются и сокращаются, в том числе и в целях автоматизации всех процессов закупок.
К сведению, контрактная система состоит из 3 основных блоков:
- планирование закупок;
- определение поставщика (подрядчика, исполнителя);
- исполнение контракта.
Как отмечают на федеральном уровне, введение электронного документооборота должно быть на всем жизненном цикле закупки, все документы должны формироваться в электронной форме. В настоящее время это доступно только для планирования закупок (1 блок) и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (2 блок).
Таким образом, Законом №360-ФЗ совершенствуется 3 блок контрактной системы об исполнении контракта (ст. 94 Закона №44-ФЗ), вводится определение этапа исполнения контракта (ч.1 ст.3 Закона №44-ФЗ дополнена п. 8.4), предусмотрена обязанность формирования документа о приемке в электронной форме с использованием ЕИС (части с 13 по 16 ст. 94 Закона №44-ФЗ), расторжение контрактов переводится в электронную форму (ч. 8.1 ст. 95 Закона №44-ФЗ, вступит в силу с 01.07.2023), что тоже позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта.
В ЕИС функционал электронного актирования приемки, основной целью которого является обеспечение прозрачности на этапе исполнения контракта, запущен Федеральным казначейством в 2020 году. Такой вариант формирования документов позволяет минимизировать бумажный документооборот и оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и исполнителей, в том числе, процесс оплаты.
Положениями частей 13, 14 статьи 94 Закона №44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать включенные в контракт наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, единицу измерения, информацию о количестве поставленного товара, об объеме работы, оказанной услуги и т.д. (п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке (п. 2 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее 1 часа с момента его размещения в ЕИС автоматически направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик (п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
В срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней заказчик подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС документ о приемке, либо размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Необходимо отметить, что такие же действия предусмотрены и в отношении приемочной комиссии, при этом члены приемочной комиссии должны предусмотреть возможность подписания усиленными электронными подписями, а если члены приемочной комиссии не использовали усиленные электронные подписи и ЕИС, заказчик может приложить подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов (п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Документ о приемке (мотивированный отказ от подписания документа о приемке) не позднее 1 часа с момента размещения в ЕИС направляются автоматически поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке (мотивированного отказа от подписания документа о приемке) считается дата размещения документа о приемке (мотивированного отказа) в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель) (п. 6 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке (п. 7 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги будет считаться дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Исходя из указанного и учитывая то, что электронный документ о приемке формируется в ЕИС исполнителем (поставщиком, подрядчиком), а качество его заполнения зависит от сведений, которые содержатся в реестре контрактов, заказчикам следует внимательней относится к формированию информации о предмете закупки, условных единицах и иных показателях, которые позволят в последующем сформировать исполнителю акт в электронном виде, т.к. подписанные в ЕИС документы о приемке принимаются к учету в качестве первичных учетных документов и будут являться основанием для оплаты.
Предполагается, что на основании сформированных и подписанных в ЕИС электронных документов о приемке предусмотрена возможность автоматического формирования сведения об исполнении контракта, сведения об исполнении денежного обязательства и т.д.
Механизм электронного актирования позволит сократить трудозатраты по формированию таких документов – все будет формироваться в ЕИС на основании электронного акта, и заказчику останется лишь проверить и подписать сформированные документы электронной подписью.
Электронное актирование в ЕИС позволит заказчику подписать документ о приемке не только руководителем или уполномоченным лицом, но и приемочной комиссией. Для этого необходимо обеспечить сотрудников, которые входят в состав приемочной комиссии, электронными подписями, а также настроить в ЕИС права и полномочия подписантов и предоставить им доступ в ЕИС.
Но, как и прежде, можно дополнительно прикрепить скан документа о приемке, сформированного и подписанного приемочной комиссией на бумажном носителе.
«Такие изменения обеспечат прослеживаемость закупок и автоматизацию контроля их проведения, сократят издержки участников процесса, в том числе связанные с бумажным документооборотом», – прокомментировал Министр финансов Антон Силуанов».
В декабре проведен Всероссийский вебинар, посвященный особенностям применения с 01.01.2022 функционала электронного актирования в ЕИС, в ходе мероприятия сотрудниками Федерального казначейства совместно с представителями Центра развития ЕИС продемонстрирован указанный функционал, особенности формирования и подписания документов о приемке в форме электронного документа в ЕИС для пользователей, реализующих деятельность в сфере строительства, транспорта, в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Электронное обжалование и согласование заключения контракта с единственным поставщиком посредством ЕИС.
В ЕИС размещены соответствующие методические материалы: раздел «Документы» – «Материалы для работы в ЕИС» – «Электронное актирование в ЕИС» – «Руководство пользователя». Дополнительно с функционалом по работе с документами о приемке в электронном виде можно ознакомиться в обучающих видеороликах в разделе «Документы» – «Материалы для работы в ЕИС» – «Электронное актирование в ЕИС» – «Обучающие видеоролики».