Вопрос про обоснование НМЦК закупки

Вопрос про обоснование НМЦК закупки

Организация проводит обоснование начальной максимальной цены контракта для проведения электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2022 N 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Не во всех случаях заказчик получает ответы на запросы коммерческих предложений. В некоторых случаях для обоснования НМЦК проще, быстрее использовать информацию о стоимости товаров из интернет-ресурсов – интернет-магазинов или сайтов магазинов, где есть общедоступная информация о стоимости данного товара на сегодняшний день (например, для закупки канцтоваров).
Вправе ли заказчик использовать скриншот с информацией о стоимости товара для обоснования НМЦК?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Информация с сайта продавца, в том числе в виде снимка экрана – скриншота, может быть использована для обоснования НМЦК.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка, далее – СРЦ) является приоритетным (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) и заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

На основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Рекомендации), которые, впрочем, не имеют обязательной силы, но лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Метод СРЦ должен применяться с учетом раздела III Рекомендаций. Так, в целях получения ценовой информации для определения НМЦК заказчику рекомендуется осуществить несколько перечисленных в п. 3.7 Рекомендаций процедур, включая, в первую очередь, направление запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (пп. 3.7.1 Рекомендаций). В соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом СРЦ рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными контрагентами.

В силу ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода СРЦ может использоваться в том числе общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, источники которой перечислены в части 18 той же статьи и не только, в числе которой – информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (п. 2).

Соответственно, для обоснования НМЦК с использованием метода СРЦ заказчик может использовать информацию, содержащуюся в рекламе или предложениях, размещенных на сайтах продавцов, производителей товаров. При этом, как следует из п. 2.1 Рекомендаций, фиксировать информацию о ценах товаров, работ, услуг заказчик может с помощью снимков экрана (скриншотов), содержащих изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.

Таким образом, информация с сайта продавца товара, в том числе в виде снимка экрана – скриншота, может быть использована для обоснования НМЦК (смотрите аналогичный вывод в письме Минфина России от 08.12.2017 N 24-01-07/82071). Правомерность использования заказчиком интернет-ресурсов (сайтов) как источника информации о ценах товаров, работ, услуг при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) подтверждает судебная практика (постановление АС Волго-Вятского округа от 11.01.2017. N Ф01-5888/16). При этом следует учитывать, что представленная в скриншотах информация, используемая для определения НМЦК, должна быть сопоставима с условиями осуществляемой закупки – на это обстоятельство указано в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2020 N Ф02-36/20.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...