Если субъект малого предпринимательства (СМП) или субъект среднего предпринимательства (ССП) выбран поставщиком в процедуре отбора поставщика по Законам N 44-ФЗ, N 223-ФЗ, отбор проводился только для СМП/ССП и в ходе исполнения контракта СМП/ССП стал крупным налогоплательщиком, каковы последствия по еще действующему контракту для участника отбора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договор, контракт должен исполняться в том же порядке, что и прежде. Его сумма может быть учтена в объеме закупок субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций или у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом отчете.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 2 ст. 310, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ следует, что односторонний отказ одной из стороны договора от исполнения этого договора (отказ от договора) допустим, если возможность такого отказа прямо предусмотрена законом, а если договор связан с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности, то и договором (ст. 310, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ). Такое право в силу п. 1 ст. 450.1 ГК РФ может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора, причем договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ), рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, с предоставлением преимуществ описанным ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНО) и субъектам малого предпринимательства (далее – СМП).
Равным образом согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон 223-ФЗ) Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у СМСП, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМСП и требования к содержанию этого отчета. Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, годовом объеме закупки и порядке его расчета (далее – Положение), а также форма годового отчета о закупке у СМСП, требования к содержанию такого отчета утверждены постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. Минимальный размер годового объема закупок, обязательный к размещению у СМСП, установленный п. 5 Положения, составляет 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Приведенные выше нормы устанавливают только особенности участия СМСП в процедурах выбора заказчиком контрагента по договору, но не особенности исполнения и расторжения договоров, заключенных с выбранными в соответствии с их указаниями контрагентов. Не предусмотрен отказ от исполнения договора в том случае, когда лицо, отобранное в качестве контрагента по договору по итогам процедуры, проводимой с учетом вышеназванных особенностей, в процессе исполнения такого договора перестает быть СМСП, и никакими иными нормативными актами.
Таким образом, оснований для отказа заказчика от исполнения договора или для предъявления им требований о таком расторжении в описанной ситуации нет. Соответственно, договор должен исполняться в том же порядке, что и прежде.
Также обратим внимание на следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНО, предусмотренных ч. 2 указанной статьи, в который заказчик включает информацию о заключенных контрактах с указанными субъектами, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. Объем закупок по контрактам, заключенным с СМП, СОНО, рассчитывается как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в этом финансовом году, а также до его начала по результатам определения контрагентов, проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, т.е. только среди СМП и СОНО (подп. “д” п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238). Изменение цены заключенного контракта или его расторжение не влияет на размер СГОЗ (смотрите аналогичные разъяснения в письме Минэкономразвития РФ от 21.04.2017 N Д28и-1632).
Равным образом, в соответствии с подп “г”, “д”, “е”, “ж”, “з”, “и” п. 1 Требований к содержанию годового отчета о закупках товаров, работ, услуг… в годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у СМСП заказчиком включаются сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок (с учетом объемов оплаты в отчетном году по договорам, срок исполнения которых превышает один календарный год). Указаний на то, что в отчет не включается информация о договорах, не исполненных в полном объеме, измененных или расторгнутых, а равно и о тех, контрагент по которым в течение срока их исполнения перестал быть СМСП, нормативные акты не содержат. Иными словами, в годовом отчете о закупке товаров, работ, услуг у СМП отражаются сведения обо всех заключенных в течение соответствующего календарного года договорах, независимо от дальнейшей судьбы таких договоров.
Полагаем, это косвенным образом подтверждает и вывод, сделанный выше, о необходимости исполнения договора в описанной ситуации в прежнем порядке.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий