Вопрос: О требованиях в закупке медоборудования

Вопрос: О требованиях в закупке медоборудования

Закупка медоборудования проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых». Должен ли заказчик установить в описании объекта закупки требования к коду медизделия согласно номенклатурной классификации медизделий по видам? Обязаны ли участники закупки предоставлять сведения по коду медизделия в своих заявках?

ОТВЕТ

Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» установлена структура номенклатурной классификации медицинских изделий (далее — МИ) по видам (Приложение № 1). Каждому МИ, зарегистрированному на территории РФ, должен быть присвоен код вида согласно указанной классификации.

Код вида МИ — это уникальная идентификационная запись в номенклатурной классификации, представляющая собой шестизначное число. Если есть отличие хоть в одной цифре, то это уже другой вид МИ, и такие изделия не признаются взаимозаменяемыми между собой (см. решения Ростовского УФАС России от 31.03.2022 № 061/06/50-396/05, Омского УФАС России от 04.10.2022 по делу № 055/06/33-792/2022 (изв. № 0852500000122002168).

При этом несоблюдение условий соглашения о предоставлении субсидии в части приобретения МИ с кодом вида, отличным от предусмотренного таким соглашением, приведет к нарушению принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. При направлении бюджетных средств на цели, противоречащим целям их получения, произведенные расходы могут признаны нецелевым использованием бюджетных средств, и за это заказчика могут привлечь к административной (в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ) или даже уголовной ответственности.

В письме от 05.07.2022 № ПИ/64401/22 ФАС России также разъяснила, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию, соответствующую предмету закупки, в т. ч. код МИ, указанный в РУ на предлагаемый к поставке товар, должен соответствовать позиции КТРУ, указанной заказчиком в извещении о закупки и документации о закупке (если таковая предусмотрена).

Что касается вопроса об отклонении заявки, в которое предложено к поставке медицинское изделие, отличающееся по коду вида от указанного заказчиком в извещении о закупке, то правоприменительная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Часть контрольных органов придерживается позиции, согласно которой коды вида МИ в извещении о закупке и в заявке на участие в такой закупке должны быть идентичными: см. решения Кировского УФАС России от 04.07.2022 по делу № 043/06/106-583/2022, Марийского УФАС России от 23.04.2021 по делу № 012/06/106-336/2021.

Противоположная позиция изложена в письме ФАС России от 14.10.2022 № ПИ/28/94973/22, согласно которому «различие кода МИ, указанного в заявке участника закупки, и кода МИ, указанного в позиции КТРУ, не установлено Законом № 44-ФЗ в качестве основания для отклонения участника закупки в случае, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки».

Сходное мнение высказывалось Минфином России в письме от 04.09.2020 № 24-06-08/77872, и некоторые контрольные органы, следующие именно этой позиции, считают неправомерным отклонение заявок, в которых предлагаются медицинские изделия с другим кодом вида: см. решения Ростовского УФАС по делу № 061/06/42-614/2022 от 16.05.2022, Новосибирского УФАС России от 28.06.2022 по делу № 054/06/49-1142/2022, Мурманского УФАС России от 17.05.2022 по делу № 051/06/106-277/2022.

А в решении Саратовского УФАС России от 07.11.2022 по делу № 064/06/49-956/2022 (изв. № 0860200000822006747) сам факт того, что заказчик установил в описании объекта закупки требование о соответствии кода вида МИ, был расценен как нарушение, подпадающее под санкцию ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Данный подход поддерживается и судебной практикой: см. решение АС Ростовской области от 18.01.2022 по делу №А53-30379/2021, где также был сделан вывод, что код вида МИ не подлежит указанию в заявке, и как следствие, не может стать основанием для ее отклонения.

Таким образом, в связи с отсутствием единства правоприменительной практики в данном вопросе целесообразно полагаться на позицию контролирующего органа вашего региона.

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...