В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Установлен новый случай закупок у единственного поставщика
Часть 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ дополнена новым случаем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документ: Федеральный закон от 02.11.2023 № 510-ФЗ
https://gkgz.ru/ustanovlen-novyj-sluchaj-zakupok-u-edinstvennogo-postavshhika/
2.Расширен перечень отношений, которые не регулируются Законом N 44-ФЗ
Документ: Проект федерального закона N 311094-8
https://gkgz.ru/rasshiren-perechen-otnoshenij-kotorye-ne-reguliruyutsya-zakonom-n-44-fz/
3.Уточняются правила казначейского сопровождения операций с бюджетными средствами в 2024 году
Установлены особенности исполнения федерального бюджета в 2024 году.
Документ: Федеральный закон от 02.11.2023 № 520-ФЗ
4.Внесены поправки в статьи 217 и 261 Налогового кодекса РФ
Приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по госконтрактам, освободили от налогов.
Документ: Федеральный закон от 02.11.2023 № 523-ФЗ
https://gkgz.ru/vneseny-popravki-v-stati-217-i-261-nalogovogo-kodeksa-rf/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин опубликовал ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ за III квартал 2023 г
Минфин России опубликовал ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за III квартал 2023 год.
Смотрим
2.Предельные размеры платы за участие в госзакупках предложили уточнить: проект Минфина
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/10-23/00143084
3.Методикой №841/пр не предусмотрено увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2023 году
Минстрой России в письме Министерству имущества Челябинской области от 18.10.2023 №64206-АВ/09 представил позицию о пересчете стоимости работ, выполненных и принятых заказчиком в 2023 году.
Документ: Письмо Минстроя России от 18.10.2023 № 64206-АВ/09
4.ФАС поддержала позицию Минфина по вопросу, когда можно заключить контракт с участником закупки, занявшим второе место
Документ: Письмо ФАС России от 31.10.2023 г № ПИ/90467/23
5.Указание дополнительных характеристик при установлении запрета на основании постановления №616
В своем письме Минпромторг России ответил на вопрос о возможности осуществления закупки товара с выданным разрешением по цене товара, отличной от цены товара, указанной в разрешении.
Документ: Письмо Минпромторга России от 27.10.2023 №115981/12
6.ПАО «Ростелеком» будет разрабатывать для Социального фонда России единую цифровую платформу в социальной сфере
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2023 № 3045-р
7.Госзаказчикам могут продлить на 2024 г право устанавливать аванс по госконтрактам до 50%
Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/11-23/00143292
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Суды: Оценивать характер ремонта могут лица со специальным образованием
Вывод о квалификации ремонта как текущего или капитального относится к области специальных знаний в области строительства (Закон №44-ФЗ).
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2023 № 308-ЭС23-15297 по делу № А15-1947/2022
https://gkgz.ru/sudy-otsenivat-harakter-remonta-mogut-litsa-so-spetsialnym-obrazovaniem/
2.Должен ли заказчик в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок указывать порядок присвоения баллов участникам ?
Заказчик не обязан описывать в протоколе последовательность присвоения баллов по каждой заявке.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 25.10.2023 № Ф07-11006/2023 по делу № А56-82413/2022
3.Суды не поддержали формальный подход госзаказчика при отклонении заявок в закупке с доптребованиями
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2023 г № Ф02-5403/2023 по делу N А58-6303/2022
4.Обзор актуальной практики рассмотрения споров о включении в реестр недобросовестных поставщиков и одностороннем расторжении договоров заказчиками в рамках закупочного законодательства РФ
5.Суд: приемка допуслуг без замечаний не означает, что заказчик по Закону N 223-ФЗ их согласовал
Документ: Определение ВС РФ от 25.10.2023 N 308-ЭС23-20012 по делу № А53-37494/2022
6.Поставщик не выполнил гарантийный ремонт из-за санкций — апелляция не нашла оснований для штрафа
Документ: Постановление 9-го ААС от 17.10.2023 № 09АП-38665/2023 по делу N А40-235865/2022
7.Суды: правильность присвоения заказчиком кода по ОКПД может влиять на релевантный поиск закупки потенциальными участниками закупки
Документ: Постановление 15 ААС от 23.10.2023 № 15АП-16029/2023 по делу № А32-29093/2023
8.ОАО «РЖД» неправомерно отклонило заявку на основании дозапроса участнику
Документ: Постановление 9-го ААС от 23.10.2023 № 09АП-64588/2023 по делу № А40-50617/23
https://gkgz.ru/oao-rzhd-nepravomerno-otklonilo-zayavku-na-osnovanii-dozaprosa-uchastniku/
9.Верховный Суд не усомнился в порядке определения заказчиком цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком
Суд пояснил, что такое правовое регулирование направлено на исключение рисков неэффективного использования средств бюджета, участия в закупках недобросовестных исполнителей и нарушения условий добросовестной конкуренции.
Документ: Апелляционное определение от 3 октября по делу № АПЛ23-359
10.Неустойка (штрафы, пени) по контрактам по Закону N 44-ФЗ: обзор правоприменительной практики (1 часть)
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Можно ли указать в извещении, что услуги по заправке картриджей должны оказываться на территории нашего города?
Хотим закупить услуги по заправке и восстановлению картриджей для средств печати. Можно ли указать в извещении о закупке, что услуги должны быть оказаны на территории нашего города?
Ответ
2.За какой период подрядчик вправе взыскать неустойку с заказчика в случае признания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным?
По муниципальному контракту заказчик (бюджетная организация) не подписал акт выполненных работ от 11.11.2022 и принял решение о расторжении контракта. Подрядчик обратился в суд и взыскал основной долг, решение о расторжении признано недействительным 05.12.2022. Подрядчик решил взыскать неустойку с заказчика за неисполнение обязательств по оплате. Исполнительный лист оформлен 22.12.2022, фактически получен 17.01.2023, в УФК отправлен в апреле 2023 года, основной долг оплачен в июне 2023 года. За какой период подрядчик вправе взыскать неустойку с заказчика?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Контрагент вправе направить заказчику требование об уплате пени за период со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства по день фактического исполнения обязательства по оплате выполненных работ.
Обоснование вывода:
3.Каким образом можно обратиться к госзаказчику об увеличении на основании ПП N 1315 всей цены контракта, а не только работ, которые не выполнены?
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” нужно изменить существенные условия контракта.
Какие обстоятельства отразить в обращении к заказчику, которое призвано побудить его согласиться на перерасчет стоимости принятых и выполненных работ с учетом постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315?
К сожалению, эксперты не могут дать однозначный ответ на данный вопрос. Поясним почему.
4.Подлежит ли размещению с 01.04.2023 в закрытой части ЕИС информация о договоре, заключенном заказчиком, в отношении которого введены санкции, до принятия ПП от 06.03.2022 N 301?
В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2020 N 223-ФЗ в ЕИС организацией (заказчиком) размещен договор разработки и поставки оборудования со сроком действия 31.12.2020. Заказчиком в адрес исполнителя был перечислен аванс.
06 марта 2022 года вышло постановление Правительства N 301 “Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры”. Причем сведения об исполнении договоров по старым закупкам также не должны размещаться в ЕИС.
До настоящего момента исполнитель не выполнил условия договора. Информация о закрытии договора в ЕИС не размещалась.
В декабре 2022 года в адрес поставщика направлена претензия о неисполнении условий договора, взысканы пени. Аванс возвращен заказчику.
С 01.04.2023 заказчиками в закрытой части ЕИС размещается информация о заключении (закрытии, изменении) договоров.
Как быть с этим договором, чтобы не нарушить законодательство?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Полагаем, в описанной в вопросе ситуации информация и документы об исполнении, изменении, расторжении договора подлежат размещению в закрытой части реестра договоров.
Обоснование вывода:
5.Вопрос: Требования к независимой гарантии
Может ли заказчик в число требований к независимой гарантии об обязательствах контрагента, надлежащее исполнение которых должно обеспечиваться такой независимой гарантией, помимо суммы неустойки (пени и штраф), включить также возмещение причиненных заказчику неисполнением обязательств убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Заказчик вправе указать в составе требований к независимой гарантии в числе обязательств контрагента, надлежащее исполнение которых обеспечивается такой независимой гарантией, в том числе возмещение причиненных заказчику неисполнением обязательств убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/vopros-trebovaniya-k-nezavisimoj-garantii/
6.Имеется ли конфликт интересов или заинтересованность при заключении бюджетным учреждением договора аренды недвижимого имущества со своим работником?
Может ли сотрудник бюджетного учреждения, который владеет на праве собственности недвижимым имуществом, сдать его этому бюджетному учреждению? Не противоречит ли это законодательству РФ? Имеется ли в этом конфликт интересов или заинтересованность?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации руководитель (заместитель руководителя) бюджетного учреждения в случае заключения сделки с работником этого учреждения будет являться заинтересованным лицом.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 23.10.2023 по 29.10.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию