В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Утверждены правила развития единой информационной системы «Стройкомплекс.РФ»
Документ: Постановление Правительства РФ от 26 августа 2023 года №1389
https://gkgz.ru/utverzhdeny-pravila-razvitiya-edinoj-informatsionnoj-sistemy-strojkompleks-rf/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Определили порядок передачи МЧД в ЕИС
Разработали правила предоставления машиночитаемой доверенности (МЧД) при работе в ЕИС, ГИС «Торги» и на федеральных электронных площадках.
Документы:
Проект приказа Казначейства от 24.08.2023 – порядок передачи доверенности ID проекта 01/02/08-23/00141245
Проект приказа Казначейства от 24.08.2023 – порядок хранения доверенности ID проекта 01/02/08-23/00141246
https://gkgz.ru/opredelili-poryadok-peredachi-mchd-v-eis/
2.Минфин разъяснил вопрос о возможности увеличения количества товара при заключении контракта с учетом положений Приказа №126н
Документ: Письмо Минфина России от 25.08.2023 г № 24-06-06/80771
3.Определен единственный исполнитель, по закупкам связанным с обеспечением функционирования и развития официальных сайтов Правительства РФ
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2023 № 2284-р
4.В ЕАЭС подписано соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении госзакупок
5.Казначейство рассказало об особенностях планирования закупок у единственного контрагента, осуществляемых по Закону N 223-ФЗ
Документ: Письмо Федерального казначейства от 7 августа 2023 г. N 07-04-14/14-1414
6.Минфин разъяснил, какие госконтракты, заключенные с единственным поставщиком, подлежат казначейскому сопровождению, а в каких случаях оно не требуется
Подлежат ли казначейскому сопровождению контракты бюджетных учреждений, заключаемые с единственными контрагентами в соответствии с Законом N 46-ФЗ?
Документ: Письмо Минфина России от 6 июля 2023 г. N 24-06-06/62922
7.Минфин: Заказчики, частично перешедшие на Закон № 44-ФЗ, составляют годовой отчет о закупке у субъектов МСП
Документ:
Письмо Минфина России от 30.08.2023 г № 24-07-09/82614
Запрос ДРКС КК от 10.08.2023 г № 45-06-04-166/23
8.Перечень видов товаров, при закупках которых предъявляются экологические требования, могут расширить
Документ: Перечень поручений по итогам пленарного заседания форума “Сильные идеи для нового времени” (утв. Президентом РФ 25 августа 2023 г. N Пр-1676)
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Цвет и фактуру товара можно согласовать после заключения госконтракта, решило УФАС
Документ: Решение Липецкого УФАС России от 20.07.2023 N 048/06/106-603/2023
2.Вправе ли заказчик удерживать всю сумму обеспечительного платежа, если поставщик нарушил условия госконтракта ?
Суды разбирались, ставится ли размер удержанного обеспечения исполнения контракта, внесенного в денежной форме, в зависимость от суммы начисленных штрафных санкций или убытков заказчика (Закон № 44-ФЗ).
Документ: Определение ВС РФ от 22.08.2023 г № 247-ПЭК23 по Делу № А43-11822/2021
3.Суд: в госзакупке с ограничениями и условиями допуска мало продекларировать страну товара в заявке
Документ: Постановление АС Центрального округа от 16.08.2023 по делу N А36-6163/2022
4.Контракт с единственным поставщиком: доверяй, но проверяй!
Документ:
Постановление Пятнадцатого ААС от 19 июня 2023 г. № 15АП-8196/23 по делу № А32-52340/2022,
Постановление Четырнадцатого ААС от 15 июня 2023 г. № 14АП-2616/23 по делу № А05-550/2023
https://gkgz.ru/kontrakt-s-edinstvennym-postavshhikom-doveryaj-no-proveryaj/
5.Незаконно отклонять заявки на основании адреса из ЕГРЮЛ (Закон № 223-ФЗ)
Документ: Постановление 9 ААС от 07.08.2023 г № 09АП-39852/2023 по делу № А40-299581/2022
https://gkgz.ru/nezakonno-otklonyat-zayavki-na-osnovanii-adresa-iz-egryul-zakon-223-fz/
6.Кассация: госзаказчикам не следует включать в один лот медоборудование и услуги по его брендированию
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 15.08.2023 г № Ф07-9978/2023 по делу N А56-93144/2022
7.УФАС сочло потребности госзаказчика достаточным основанием не применять позицию КТРУ
Документ: Решение Северо-Осетинского УФАС России от 16.06.2023 по делу N А135-06/23
8.Суды: Технопарк «Строгино» неправомерно отклонил заявку участника закупки по 223-ФЗ
Документ: Постановление 9ААС № 09АП-48072/2023 от 25.08.2023 по делу № А40-53333/23
https://gkgz.ru/sudy-tehnopark-strogino-nepravomerno-otklonil-zayavku-uchastnika/
9.Суды разбирались в порядке исчисления сроков исковой давности по требованию о возврате предоплаты
Как исчислять срок исковой давности к требованию о возврате по договору (контракту)? В вопросе разбирались суды.
Окончательную позицию по нему сформировал Верховный Суд РФ:
Документ: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.08.2023 г № 303-ЭС23-5216 по делу №А51-4550/2022
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Между организацией и контрагентом в соответствии с Законом N 223-ФЗ в начале года по результатам проведенного тендера заключен договор о поставке металла – лист ВТ20 2 х 1000 х 2000 по цене 6694,11 рублей. Сейчас от поставщика поступает металл другого размера – лист ВТ20 2 х 600 х 2000 по той же цене. Заказчика такой товар устраивает, товар принят и оприходован на склад.
Необходимо ли оформлять дополнительное соглашение к договору об изменении наименования товара (поступил другой по размеру материал)?
По нашему мнению, если актуальной редакцией положения о закупке заказчика не установлен запрет на изменение условий договора, стороны формально вправе заключить соответствующее дополнительное соглашение.
Как нам представляется, если в рассматриваемой ситуации заказчик имел намерение принять от покупателя товар именно во исполнение предусмотренного договором обязательства и из товаросопроводительных и иных документов очевидно следует, что товар поставлен по этому договору, соответствующие действия сторон следует квалифицировать как свидетельствующие о заключении дополнительного соглашения в письменной форме к договору об изменении условия договора о товаре. Формально в этом случае не требуется заключать отдельное дополнительное соглашение к договору в виде одного документа, подписанного сторонами (пп. 2, 4 ст. 434 ГК РФ). Вместе с тем заключение такого соглашения может быть целесообразно, на наш взгляд, для отражения информации об изменении договора в реестре договоров, заключенных заказчиками. В заключение еще раз напомним, что изменение предмета договора по формальным критериям может быть квалифицировано как заключение нового договора. Правоприменительной практики, где бы рассматривались аналогичные ситуации, мы не обнаружили.
Обоснование
2.Как “закрыть” в ЕИС неисполненный контракт ?
В ЕИС в 2021 году были размещены сведения о заключенном контракте. В контракте указан срок действия до 31.12.2021 без каких-либо оговорок. Заказчик товар по контракту заказывать не стал. Соглашение о расторжении поставщик отказался подписывать. Что заказчику теперь делать с данным контрактом? Можно ли подать иск в суд с требованием расторгнуть контракт? В ЕИС нет возможности для расторжения контракта по окончании срока действия.
Ответ
https://gkgz.ru/kak-zakryt-v-eis-neispolnennyj-kontrakt/
3.Является ли обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор), если неисполнение государственного контракта (нарушение сроков поставки) на поставку медицинского оборудования явилось следствием введения экономических санкций против Российской Федерации рядом иностранных государств? Есть ли у заказчика риск расторжения в одностороннем порядке такого контракта? Как УФАС рассматривает случаи такого расторжения? Может ли поставщик потребовать возмещения понесенных в связи с исполнением контракта расходов на поставку медицинского оборудования, не ввезенного на территорию России из-за санкций?
Ответ
4.Может ли главный бухгалтер быть членом приемочной комиссии заказчика по Закону №44-ФЗ?
Да, может.
5.При осуществлении закупки по строительству объекта (моста) возможно ли в критериях по постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 ограничить принятие к оценке исполненных договоров только по строительству и реконструкции, а работы по капитальному ремонту не принимать?
Учитывая противоречивую правоприменительную практику, не исключено, что в случае установления заказчиком условия о том, что к оценке принимаются только договоры на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, правомерность установления данного требования придется отстаивать в суде.
Обоснование
https://gkgz.ru/ob-ustanovlenii-kriteriev-po-pp-2604-v-zakupke-po-stroitelstvu-obekta-mosta/
6.Особенности начисления пеней и списания неустойки в отношении контрактов с неопределенным объемом исполнения
Заключен контракт до конца года на оказание услуг с неопределенным объемом исполнения (услуги по ремонту оргтехники) с максимальным значением цены. К концу года исполнитель выполнит весь объем заявок по контракту, но в ноль контракт не закроет. На сегодняшний день у него исполнены несколько заявок с нарушением сроков. Заказчик насчитал пени.
Можно ли списать неустойку (пени) по постановлению Правительства РФ N 783, если контракт не будет исполнен в полном объеме (не выбраны все деньги)?
Второй неопределенный момент в отношении этого же контракта: пени начисляются за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пеней составляет 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных исполнителем.
Что означает пропорциональный объем обязательств, если речь идет о контракте с неопределенным объемом?
Объем исполнения контракта, заключенного на условиях ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, цена исполнения такого контракта так или иначе определяются по окончании срока действия такого контракта. И именно эти значения следует учитывать в целях применения Правил списания сумм неустоек.
Для расчета пеней в связи с просрочкой исполнения обязательства по контракту с неопределенным объемом исполнения каждую заявку, исполненную с просрочкой, следует учитывать в качестве этапа исполнения контракта.
Обоснование
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 21.08.2023 по 27.08.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию