В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Закон об антикартельных полномочиях ФАС России принят Госдумой
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении Закон о внесении изменений в закон „О защите конкуренции“ и закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», касающийся повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей) и согласованных действий.
Документ: Законопроект № 848392-7
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/zakon-ob-antikartelnyh-polnomochiyah-fas-rossii-prinyat-gosdumoj/
2.В госзакупках будут предупреждать о наказании за антиконкурентные соглашения — проект прошел Госдуму
Документ: Проект Федерального закона N 848392-7
3.Скорректирован порядок оценки соответствия оборонной продукции, поставляемой по гособоронзаказу
Документ: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. N 2081
4.Определили госзаказчиков, которые могут закупать товары для безопасности государства у едпоставщика
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2022 N 3514-р
5.Расширен перечень специализированных электронных площадок для осуществления закрытых закупок
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2022 г. N 3574-р
6.Ключевые изменения порядка учета бюджетных и денежных обязательств, сформированных в ЕИС в сфере закупок
Документ: Приказ Минфина России от 19.09.2022 № 141н
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Иноагенты потеряют возможность принимать участие в российских госзакупках
Документ: Законопроект № 140449-8
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/inoagenty-poteryayut-vozmozhnost-prinimat-uchastie-v-rossijskih-goszakupkah/
2.Обзор: “Основные изменения в закупках по Закону N 223-ФЗ в 2023 году”
К чему готовиться в 2023 году
Смотрим
https://gkgz.ru/osnovnye-izmeneniya-v-zakupkah-po-zakonu-n-223-fz-v-2023-godu/
3.Разработчиков отечественного ПО обяжут совмещать их продукты с российскими процессорами – проект
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/11-22/00133695
Подробности
4.Хотят уточнить порядок госзакупок отечественного ПО
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта01/01/11-22/00133695
https://gkgz.ru/hotyat-utochnit-poryadok-goszakupok-otechestvennogo-po/
5.Вышло системное письмо о том, как учреждениям отражать в учете закупки
Документ: Письмо Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108
https://gkgz.ru/vyshlo-sistemnoe-pismo-o-tom-kak-uchrezhdeniyam-otrazhat-v-uchete-zakupki/
6.Минфин России выпустил письмо о заключении контрактов со встречными инвестиционными обязательствами
Документ: Письмо Минфина России от 22.11.2022 № 24-01-07/114061
7.Разъяснены нюансы осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ заказчиками, в отношении которых введены санкции
Документ: Письмо Минфина России от 28 октября 2022 г. N 24-07-08/105019
8.Минфин предлагает федеральным заказчикам предусмотреть аванс в размере до 90% от цены контракта в 2023 году
Документ: Проект постановления правительства РФ ID проекта 01/01/11-22/00133692
9.Санкции без квоты: заказчиков освободят от поддержки малого и среднего бизнеса
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта01/01/11-22/00133136
https://gkgz.ru/sanktsii-bez-kvoty-zakazchikov-osvobodyat-ot-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa/
10.Правительство установит особенности планирования и осуществления закупок в новых субъектах РФ
Документ: Законопроект № 242406-8
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.ФАС посчитала лишним требование документов об оплате договора для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ
Документ: Решение ФАС России от 28.09.2022 N 223ФЗ-384/22
2.Суды поддержали госзаказчика, который требовал лицензию при закупке услуг по изготовлению протезов
Документ: Постановление АС Уральского округа от 15.11.2022 по делу N А50-32545/2021
3.Требование заказчика о предоставлении образцов продукции на этапе подачи заявок – незаконно
Документ: Постановление 11 АС от 21 ноября 2022 года делу № А49-2445/2022
4.Суды: Время приемки и проведения экспертизы не включается в период просрочки
Подробности
https://gkgz.ru/vremya-priemki-i-provedeniya-ekspertizy-ne-vklyuchaetsya-v-period-prosrochki/
5.Суд подтвердил позицию УФАС: трех дней на исполнение контракта недостаточно
Подробности
https://gkgz.ru/sud-podtverdil-pozitsiyu-ufas-treh-dnej-na-ispolnenie-kontrakta-nedostatochno/
6.Суд: заказчик вправе предусматривать в документации о закупке требование о наличии у участников закупки квалифицированного персонала
Документ: Постановление АС Московского округа от 16.11.2022 по делу № А40-241631/2021
Подробнее
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Рассматриваем заявки по электронному аукциону на поставку ptz-камеры (ОКПД 26.40.33.190). Один из участников закупки на электронной площадке указал страну происхождения Китай, а во вложенном файле с характеристиками — Россия. Номер реестровой записи из Единого реестра радиоэлектронной продукции по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не указан. Нужно ли отклонить данную заявку или достаточно просто приравнять ее к заявкам с предложениями о поставке иностранной продукции?
ОТВЕТ
2.Являются ли сопоставимыми при расчете НМЦК коммерческие предложения на товар (работу, услугу) с НДС и без НДС (например: два коммерческих предложения – с НДС и одно коммерческое предложение – без НДС)?
Как в таком случае заказчику произвести расчет НМЦК?
Положениями статьи 22 Закона о контрактной системе установлено: В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Что подразумевается в данной формулировке: коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг?
Ответ
3.Можно ли списать неустойку, образовавшуюся при исполнении отдельного этапа контракта?
Между заказчиком и подрядчиком заключен договор строительного подряда (Закон N 44-ФЗ). Окончание выполнения работ по договору – 30.12.2020. Договор не исполнен до настоящего времени. Подрядчику начислена неустойка (штраф) за некачественное выполнение работ. Размер неустойки не превышает 5% от цены контракта. Основания, предусмотренные подпунктами “а”-“г” п. 2 Правил, отсутствуют. В последующем подрядчиком нарушения устранены.
Обязан ли заказчик списать начисленную подрядчику неустойку, если работы, которые были выполнены некачественно, входили в отдельный этап, работы по данному этапу завершены, или для списания начисленной неустойки необходимо выполнение всех работ по договору?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До исполнения всех обязательств по контракту оснований для списания неустойки не имеется.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 14.11.2022 по 20.11.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию