Свежий обзор закупочного законодательства с 03.10.2022 по 09.10.2022

Свежий обзор закупочного законодательства с 03.10.2022 по 09.10.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Регионам РФ разрешили закупки для целей Минобороны

С 11 октября 2022 года регионам и муниципалитетам разрешено закупать товары двойного назначения по заявкам Минобороны. Закупки будут признаваться региональными и муниципальными соответственно.

Документ: Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745

https://gkgz.ru/regionam-rf-razreshili-zakupki-dlya-tselej-minoborony/

2.Уточнили порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок

15 октября вступят в силу поправки к порядку определения НМЦК в градостроительстве. Среди прочего расширили перечень заказчиков, которые станут его применять. Уточнили правила пересчета сметной стоимости строительства, а также положения о составлении проекта сметы.

Документ: Приказ Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр

https://gkgz.ru/utochnili-poryadok-rascheta-nmtsk-i-metodiku-sostavleniya-smet-dlya-stroitelnyh-goszakupok/

3.Определены особенности осуществления госзакупок на территории новых субъектов РФ

С 1 января 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области применяется законодательство РФ контрактной системе. До этой даты указанные субъекты Федерации руководствуются соответствующими региональными нормативными правовыми актами.

Документ:

Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ

Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 6-ФКЗ

Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 7-ФКЗ

Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ

https://gkgz.ru/opredeleny-osobennosti-osushhestvleniya-goszakupok-na-territorii-novyh-subektov-rf/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Мифы закупок: Обжалование неконкурентных закупок по 223-ФЗ

По 223-ФЗ можно обжаловать абсолютно любую закупку: и конкурентную, и неконкурентную, в том числе закупку у единственного поставщика, в том числе малого объёма и даже до 100 тысяч рублей. Не исключение и новая неконкурентная закупка в электронной форме для СМСП, проводимая по п. 20.1 Положения ПП 1352.

ФАС приходит к выводу, что жалоба на документацию о закупке может быть подана только до окончания подачи заявок. А поскольку неконкурентные закупки не предполагают установление даты окончания подачи заявок, обжаловать документацию по ним можно до заключения договора.

Документ: Письмо ФАС России от 22.09.2022 № ДФ/87946/22

Смотрим

https://gkgz.ru/mify-zakupok-obzhalovanie-nekonkurentnyh-zakupok-po-223-fz/

2.На официальном сайте опубликован приказ Минздрава России “О признании утратившим силу подпункта 1 пункта 2 порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 15.05.2020 № 450н”

Указанным приказом признается утратившей силу норма, исключающая применение приказа Минздрава России № 450н при обосновании Н(М)ЦК при закупке медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.05.2015 № 102

Документ: Приказ Минздрава России от 05.08.2022 № 531н

https://gkgz.ru/opublikovan-prikaz-minzdrava-rossii-ot-05-08-2022-531n/

3.Минфин и Минстрой выпустили совместное письмо о подтверждении членства участника в СРО для участия в закупках по 44-ФЗ

Документ: Совместное письмо Минфина № 24-01-07/95279 и Минстроя № Б0737-СИ/02 от 03.10.2022

https://gkgz.ru/minfin-i-minstroj-vypustili-sovmestnoe-pismo-o-podtverzhdenii-chlenstva-uchastnika-v-sro-dlya-uchastiya-v-zakupkah-po-44-fz/

4.Хотят изменить ряд правил в госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц из-за мобилизации

Среди прочего предложили ввести новый случай для корректировки госконтракта из-за непредвиденных обстоятельств. По Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ планируют уточнить правила ведения РНП.

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта01/01/10-22/00131887

https://gkgz.ru/hotyat-izmenit-ryad-pravil-v-goszakupkah-i-zakupkah-otdelnyh-vidov-yurlits-iz-za-mobilizatsii/

5.Президиум ФАС России выпустил разъяснение «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за предоставлением государственных или муниципальных преференций».

Документ: Разъяснение Президиума ФАС России от 29.09.2022 года  № 22

https://gkgz.ru/fas-ob-osobennostyah-osushhestvleniya-gosudarstvennogo-antimonopolnogo-kontrolya-za-predostavleniem-gosudarstvennyh-ili-munitsipalnyh-preferentsij/

6.Минфин разъяснил, как определить объем закупок лекарств и медизделий у малого бизнеса

Документ: Письмо Минфина России от 04.10.2022 № 24-06-07/95478

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-kak-opredelit-obem-zakupok-u-malogo-biznesa/

7.Планируют смягчить требования к энергоэффективности телевизоров при госзакупках

Документы:

Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/09-22/00131783

Проект приказа Минэкономразвития РФ ID проекта 01/02/10-22/00131892

https://gkgz.ru/planiruyut-smyagchit-trebovaniya-k-energoeffektivnosti-televizorov-pri-goszakupkah/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Суды: производитель остановил поставки после 24 февраля — оснований не подписывать госконтракт нет

Документ: Постановление 9-го ААС от 20.09.2022 по делу N А40-92695/2022

https://gkgz.ru/sudy-proizvoditel-ostanovil-postavki-posle-24-fevralya-osnovanij-ne-podpisyvat-goskontrakt-net/

2.Установление квалификационных требований в виде кадровых ресурсов в качестве отборочного критерия является неправомерным, так как наличие или отсутствие сотрудников на этапе участия в закупке по 223-ФЗ не влияет на возможность надлежащего исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной процедуры, следует из постановления 9 ААС, поддержанного Верховным Судом.

Документ:

Определение ВС РФ от 30 сентября 2022 года №305-ЭС22-17165 по делу №А40-81087/2021

Подробности👇🏻

https://gkgz.ru/sudy-ustanovlenie-kvalifikatsionnyh-trebovanij-v-vide-kadrovyh-resursov-v-kachestve-otborochnogo-kriteriya-yavlyaetsya-nepravomernym/

3.Неустойку предлагают отвязать от цены контракта. Верховный суд рассмотрит иск о последствиях непредставления документов

Экономическая коллегия Верховного суда (ВС) решит, можно ли взыскать неустойку за непредоставление в срок документов для перевода ориентировочной цены товара в фиксированную (дело № А56-106804/2020). Вопрос возник в споре о поставке оборудования для космических аппаратов. Ответчик, допустивший просрочку, считает, что неустойку взыскивать неверно, так как обязательство по направлению документов, в отличие от поставки товара, не имеет стоимостного выражения. Но суды решили иначе и поддержали в деле истца. Жалобу на их решение ВС рассмотрит в октябре.

Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2022 № 307-ЭС22-8526 по делу № А56-106804/2020

https://gkgz.ru/neustojku-predlagayut-otvyazat-ot-tseny-kontrakta-verhovnyj-sud-rassmotrit-isk-o-posledstviyah-nepredstavleniya-dokumentov/

4.УФАС напомнило: нацрежим нужно устанавливать и при госзакупках на изготовление товара под заказ

Документ: Решение Удмуртского УФАС России от 14.09.2022 по делу N 018/06/106-720/2022

https://gkgz.ru/ufas-napomnilo-natsrezhim-nuzhno-ustanavlivat-i-pri-goszakupkah-na-izgotovlenie-tovara-pod-zakaz/

5.Обзор судебной практики по вопросам оценки заявок на участие в электронном конкурсе

Эксперт делится первой судебной практикой, связанной с применением Постановления Правительства РФ № 2604

С 1 января 2022 г. действует новое Положение об оценке заявок на участие в электронном конкурсе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее — Положение № 2604). К октябрю 2022 г. появилась первая судебная практика, анализ которой позволяет сделать полезные для специалистов в сфере закупок наблюдения.

В конце статьи вы найдете подборку примеров из судебной практики по вопросам оценки заявок при участии в электронном конкурсе.

В конце статьи есть шпаргалка

https://gkgz.ru/obzor-sudebnoj-praktiki-po-voprosam-otsenki-zayavok-na-uchastie-v-elektronnom-konkurse/

6.Приемка работ и их оплата по договору, не являются препятствием для предъявления к подрядчику требований о возврате излишне уплаченных заказчиком денежных средств, поскольку в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» содержится разъяснение, в соответствии с которым наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ, напомнил в своем определении Верховный Суд.

Документ: Определение ВС РФ от 05 октября 2022 года №305-ЭС22-14922 по делу №А40-165107/2021

Подробности

https://gkgz.ru/vs-rf-priemka-rabot-i-ih-oplata-ne-yavlyayutsya-prepyatstviem-dlya-predyavleniya-k-podryadchiku-trebovanij-o-vozvrate-izlishne-uplachennyh-zakazchikom-denezhnyh-sredstv/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Планируем конкурентную процедуру по Закону № 223-ФЗ для целей выполнения квоты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013. Вправе ли мы требовать, чтобы участники закупки указывали в заявках номера реестровых записей из реестров российской радиоэлектронной продукции или российских промышленных товаров? Или хотя бы передали документы, на основании которых российские товары включаются в указанные реестры, при поставке?

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/o-trebovaniyah-zakazchika-predostavit-nomera-reestrovyh-zapisej-iz-reestrov-rossijskoj-radioelektronnoj-produktsii-ili-rossijskih-promyshlennyh-tovarov/

2.В контракте по Закону N 44-ФЗ на поставку товара несколько позиций. Можно ли увеличить количество товара только по одной позиции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заказчик вправе изменить лишь отдельную позицию товаров, увеличив или уменьшив по данной позиции количество товаров не более чем на 10%.

Обоснование позиции:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-ob-izmenenii-kolichestva-tovara-po-goskontraktu/

3.В письме от 05.06.2020 № ПГ-12-7403 Минпромторг России рекомендует при проведении совместных торгов устанавливать запрет, предусмотренный ПП РФ № 616, исходя из стоимости товаров, закупаемых каждым заказчиком. Получается, что если у одного заказчика цена за единицу и общая стоимость закупаемых товаров по одной позиции превышают 300 тыс. руб. и 1 млн руб. соответственно, а у другого не превышают, то в первом случае запрет устанавливается, а в другом нет. Однако на таких условиях объявить совместную закупку просто невозможно!

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/vopros-ob-ustanovlenii-predusmotrennogo-pp-rf-616-zapreta-v-sovmestnoj-zakupke/

4.Как поступить заказчику, если после расторжения контракта подрядчик отказывается демонтировать свое оборудование?

Был заключен государственный контракт по Закону N 44-ФЗ на строительство детского сада. Контракт расторгнут. Заказчик обратился к подрядчику демонтировать и забрать имущество (движимое), не оплаченное заказчиком по причине отсутствия исполнительной документации, пусконаладки, проверки, кроме того, часть не подключена. Подрядчик отказывается забирать свое имущество с объекта. Имущество мешает новому подрядчику выполнять работы.

Каковы законные механизмы избавиться от этого имущества? Может ли заказчик самостоятельно его демонтировать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отказе подрядчика демонтировать результат некачественно выполненных работ заказчик может обратиться в суд с требованием обязать осуществить подрядчика демонтаж, или заказчик может осуществить демонтаж сам.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/kak-postupit-zakazchiku-esli-posle-rastorzheniya-kontrakta-podryadchik-otkazyvaetsya-demontirovat-svoe-oborudovanie/

5.Заказчик (Закон N 44-ФЗ) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки с поставщика по исполненному контракту. Суд первой инстанции отказал заказчику в удовлетворении иска, апелляционный суд оставил решение в силе, добавив, что неустойка должна быть списана заказчиком по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 783. Кассационная инстанция согласилась с судами первой и апелляционной инстанции, нарушений в судебных актах не усмотрев. Организация по делу является поставщиком (ответчиком). В настоящее время информация о начислении неустоек содержится в реестре контрактов, и вопрос касается удаления такой информации из реестра. Заинтересованность организации в этом определяется тем, что цены контрактов довольно высокие, и в случае, если эти контракты будут считаться исполненными без нарушений, повлекших взыскание неустойки, это позволит организации указывать их в качестве подтверждения наличия опыта надлежащего исполнения контрактов, дающего основания для участия в закупках, при проведении которых устанавливается требование о наличии такого опыта на соответствующие суммы. Это даст организации возможность участвовать в закупках на большие суммы, чем в настоящее время. Можно ли обратиться в суд с исковым заявлением с понуждением к исключению из реестра контрактов информации о начислении неустойки на основании вышеназванного решения суда, возможно, в рамках другого дела?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация не может добиваться исключения из реестра информации о начислении неустойки, начисленной за допущенные ею нарушения по контракту, но вправе добиваться размещения в реестре контрактов решения арбитражного суда о списании неустойки и указания размеров списанной неустойки.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/vopros-ob-isklyuchenii-iz-reestra-kontraktov-informatsii-o-nachislenii-neustojki/

Смотрим предыдущий: Свежий обзор закупочного законодательства с 26.09.2022 по 02.10.2022

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...