В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Правительством утверждена новая Концепция по улучшению госзакупок малого объема до 2027 года
Документ: Распоряжение от 26 июня 2024 года № 1636-р
2.Утверждена методика расчета амортизационных отчислений, н
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2024 № 1720-р (https://t.me/gkgzru/16183)
3.Утверждено постановление о введении цифровых паспортов для промышленной продукции.
Документ: Постановление Правительства от 29 июня 2024 года № 896
4.Внесены изменения в отдельные нормативные акты по вопросам госзакупок
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 № 888
https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-otdelnye-normativnye-akty-po-voprosam-goszakupok/
5.С 13 июля 2024 г применяются новые предельные размеры платы, взимаемой за участие в госзакупках
Документ: Постановление Правительства РФ от 04.07.2024 № 913 (https://t.me/gkgzru/16244)
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Новый порядок выдачи разрешений на госзакупку иностранных промышленных товаров: изменения 2024 года
С 1 июля 2024 года введен обновленный порядок выдачи разрешений на закупку импортных товаров, подпадающих под запрет на допуск.
Документ: Приказ Минпромторга России от 24.05.2024 № 2276
2.Закупки по охране предложили проводить без конкурса
Депутаты предлагают разрешить закупки охранных услуг и систем безопасности у единственного поставщика без конкурсных процедур, чтобы повысить оперативность и эффективность этих закупок. Это изменение касается как Федерального закона № 44-ФЗ, так и Закона № 223-ФЗ.
Документ: Законопроект № 661375-8
https://gkgz.ru/zakupki-po-ohrane-predlozhili-provodit-bez-konkursa/
3.Минфин предлагает расширить возможности изменения существенных условий контрактов
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/06-24/00148667
4.Вступило в силу Соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок между Россией и Беларусью
Соглашение было заключено в сентябре 2023 года и вступило в силу 20 июня 2024 года.
Документ: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок от 28 сентября 2023 года
5.Минфин опубликовал перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения госконтрактов на 03.07.2024 г
Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ на 03.07.2024 г
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Судебная практика об отрицательном заключении госэкспертизы ПСД. Часть I
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 13.06.2024 г № Ф03-1823/2024 по делу № А16-3260/2023
https://gkgz.ru/sudebnaya-praktika-ob-otritsatelnom-zaklyuchenii-gosekspertizy-psd-chast-i/
2.Суд поддержал позицию ФАС о недопустимости внесения изменений в протокол закупки после его публикации
Заказчик без наличия правовых оснований изменил итоговый протокол, из-за чего заявка участника не была оценена должным образом
Документ: Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-43770/24
3.ВС РФ: Участнику достаточно продекларировать страну, ФАС не обязана проводить дополнительное расследование по вопросу о действительной стране происхождения товара
Документ: Определение ВС РФ от 26.06.2024 г № 305-ЭС24-11215 по делу А40-89455/2023
4.Суды не удовлетворили “хотелки” предпринимателя и не увидели признаков замещающей сделки
Документ: Определение ВС РФ от 14.05.2024 г № 302-ЭС24-7134 по делу А74-8555/2022
5.В закупке по вывозу и утилизации отходов выявлены избыточные требования к видам работ, предусмотренных лицензией
Документ: Постановление 9 ААС от 28.06.2024 г № 09АП-33271/2024 по делу № А40-255262/2023
6.Судебная практика об отрицательном заключении госэкспертизы ПСД. Часть II
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2023 г № Ф07-6342/2023 по делу № А05-11888/2021
https://gkgz.ru/sudebnaya-praktika-ob-otritsatelnom-zaklyuchenii-gosekspertizy-psd-chast-ii/
7.Практика признания правомерными действий заказчиков о неустановлении этапов исполнения контракта (Закон № 44-ФЗ)
В материале приведены примеры судебной и административной практики ФАС России по вопросу определения заказчиком этапов исполнения контракта.
8.Конфликт интересов: суд признал изменение должностной инструкции формальным и подтвердил законность увольнения
Документ: Определение 3-го КСОЮ от 17.04.2024 N 88-9573/2024
9.Вуз оплатил кофе-брейк субсидией на госзадание: суд не нашел нарушений
Документ: Постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 № 17АП-4131/2024 по делу № А50-26221/2023
https://gkgz.ru/vuz-oplatil-kofe-brejk-subsidiej-na-goszadanie-sud-ne-nashel-narushenij/
10.Суды: Увеличение цены строительного контракта возможно только при наличии четко доказанных обстоятельств, предусмотренных законодательством
Документ: Определение ВС РФ от 24.06.2024 г № 306-ЭС24-9234 по делу № А72-9586/2023
11.Конституционный Суд нашел баланс между поддержкой конкуренции и автономией местного самоуправления
Документ: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 июля 2024 года, по делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону
12.Как сейчас контролеры рекомендуют устанавливать требования, проверять характеристики и оценивать заявки
Требования законодательства меняются, поэтому корректируется и практика правоприменения. Рекомендуем отслеживать решения региональных контролеров и практику центрального аппарата ФАС, чтобы ваши закупки не обжаловали. В статье — последние кейсы для решения вопросов, с которыми вы сталкиваетесь каждый день.
13.Кассация: Отсутствие на рынке нужной модификации не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает поставщика от ответственности по госконтракту
Документ: Постановление АС Московского округа от 04.07.2024 № Ф05-13587/2024 по делу А40-280761/2023
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Ответы на сложные вопросы для тех, кто оформляет приемку без ЕИС актом по форме 0510452
Новый акт приемки оказался самым проблематичным. Трудности возникают с самого начала формирования нового акта приемки и не заканчиваются при отражении операций в учете. Но устранить проблемы возможно, если наладить взаимодействие между закупщиками и бухгалтерией, а также документооборот с поставщиком.
2.Как сформировать техническое задание, чтобы требуемое количество в характеристике было не менее двух
Нам нужно указать требуемое количество USB-портов в устройстве, например, не менее двух. Как прописать значение характеристик и что проставить в инструкции в структурированном техническом задании?
3.Как заказчику отразить информацию о неустойке в реестре
Исполнителю начислили штраф, который удержан из общей стоимости этапа. В ЕИС на вкладке «Одностороннее расторжение и переписка» направили требование об уплате неустойки. Информация о штрафе не отразилась в реестре контрактов ЕИС и в самом контракте. Отдельно направили требование об уплате неустойки по контракту и затем на контроль. Ответ от Казначейства — в соответствии с подпунктами «д — ж» постановления Правительства № 60 выявлено несоответствие с правилами ведения реестра. Мы не должны направлять сведения в реестр контрактов о штрафах?
https://gkgz.ru/kak-zakazchiku-otrazit-informatsiyu-o-neustojke-v-reestre/
4.Какое ПО заказчик может закупить в электронном магазине у едпоставщика
Хотим заключить контракт по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на закупку ПО. Какие позиции в КТРУ можно использовать?
https://gkgz.ru/kakoe-po-zakazchik-mozhet-zakupit-v-elektronnom-magazine-u-edpostavshhika/
5.Как отразить сведения о закупке у СМП в реестре контрактов
Проводили закупку на капитальный ремонт школы с условием привлечения субподрядчиков из числа СМП. По итогам закупки контракт заключен с участником, который сам является СМП. Как правильно отразить сведения в реестре контрактов, чтобы сумма была засчитана при расчете СГОЗ?
https://gkgz.ru/kak-otrazit-svedeniya-o-zakupke-u-smp-v-reestre-kontraktov/
6.Как перевести оплату в недействительную редакцию, если банк вернул платеж
Нам вернулась оплата по контракту, которая была сформирована через РСКП. Что нам делать?
https://gkgz.ru/kak-perevesti-oplatu-v-nedejstvitelnuyu-redaktsiyu-esli-bank-vernul-platezh/
7.Правомерно ли приобрести мебель у УИС по пункту 11 части 1 статьи 93
Возможно ли заключить контракт по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на приобретение офисной и корпусной мебели с участниками УИС?
https://gkgz.ru/pravomerno-li-priobresti-mebel-u-uis-po-punktu-11-chasti-1-stati-93/
8.Какая ответственность грозит учреждению за изменение существенных условий договора, которые не предусмотрены положением
Автономное учреждение работает по положению о закупке, которое утверждено в соответствии с типовым положением о закупке министерства регулирования контрактной системы. Самовольно изменить положение о закупке учреждение не вправе. Учреждение нарушило положение о закупке и изменило существенные условия договора — цену, положения технического задания. Какая ответственность будет у учреждения в данном случае?
9.Какая ответственность предусмотрена для поставщика в госзакупках в 2024 году
Есть три типа нарушений, за которые наказывают поставщиков: нарушение сроков, нарушение нестоимостных обязательств и прочие нарушения по контракту. За каждый тип нарушения предусмотрены отдельные санкции.
https://gkgz.ru/kakaya-otvetstvennost-predusmotrena-dlya-postavshhika-v-goszakupkah-v-2024-godu/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 24.06.2024 по 30.06.2024 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию