Новые правила, которые упростят работу с нацрежимом, пока так и не приняли. Чиновники дорабатывают закон. В статье собрали свежие практические ситуации по действующим постановлениям нацрежима.
Вопрос 1. Правомерно ли закупить ноутбук, мышку и МФУ одним лотом
В администрацию города необходимо закупить ноутбук, мышь и МФУ. Вправе мы это совместить в одной закупке?
Нет, не вправе. Заказчик может закупить одним лотом только ноутбуки и МФУ. Эти товары входят в перечень с ограничениями допуска радиоэлектроники по постановлению № 878: 26.20.18.120 — многофункциональные устройства, 26.20.11.110 — ноутбуки, планшетные компьютеры.
Компьютерная мышка с кодом ОКПД2 26.20.16.170 — манипуляторы также входит в перечень с ограничениями допуска по постановлению № 878, однако этот код еще дополнительно входит в перечень с условиями допуска по приказу Минфина № 126н. Согласно пункту 3.1 приказа № 126н, предметом одного лота не могут быть товары, которые входят в перечень с условиями допуска и не входят в него.
Вопрос 2. Какое постановление применять при закупке картриджей
Планируем провести закупку картриджей к оргтехнике по КТРУ 20.59.12.120-00000002. Какое постановление применять?
Для закупки картриджа подходит позиция Каталога ТРУ 20.59.12.120-00000002. Этот код содержит коды ОКПД2: 26.20.40.120 «Элементы замены типовые устройств ввода и вывода», 20.59.12.120 «Составы химические, используемые в фотографии, не включенные в другие группировки», 26.20.40.190 «Комплектующие и запчасти для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки». Также 28.99.40.110 «Комплектующие печатного оборудования, не имеющие самостоятельных группировок», 28.23.25.000 «Части и принадлежности прочих офисных машин». Заказчик вправе указать любой из этих кодов ОКПД2.
При проведении закупки по коду ОКПД2 28.23.25.000, заказчику необходимо устанавливать условие допуска по приказу Минфина № 126н. Если заказчик применит код ОКПД2 26.20.40.190, который содержится в приведенном вопросе в позиции КТРУ, необходимо установить ограничение допуска по постановлению Правительства № 878 и условие допуска по приказу Минфина № 126н. При этом указанные коды ОКПД2 не ограничивают фактически закупку иностранного товара. При проведении закупки оригинального иностранного товара данные механизмы не сработают, что позволит закупить необходимый товар.
Вопрос 3. Устанавливать ли ограничение допуска на промпродукцию
Собираемся закупить плуг навесной. Обязательно ли устанавливать ограничение допуска?
Код ОКПД2 28.30.31.129 подпадает под требования постановления Правительства № 616, в рамках которого установлен запрет на допуск иностранных товаров. Если в вашем случае цена единицы товара превышает 300 тыс. руб. и НМЦК более 1 млн руб., необходимо установить запрет на допуск. А участникам закупки для подтверждения соответствия товара установленному запрету необходимо предоставить подтверждающие документы. Подтверждением того, что продукция не подпадает под запрет, является указание реестрового номера из реестра российской или евразийской промышленной продукции (п. 6 постановления Правительства № 616).
Вопрос 4. Правомерно ли отклонить участника с отечественным ПО, который не указал реестровый номер
Приобретаем неисключительное право на использование ПО. В извещении установили запрет по постановлению Правительства от 16.11.2015 № 1236. Подано три заявки. Первый участник не указал номер реестровых записей в реестре российского или евразийского ПО. Два других участника указали. Правомерно ли будет отклонить первого участника, так как он указал не указал номер реестровой записи?
Да, необходимо отклонить. Соответствие программ для ЭВМ и баз данных требованиям постановления № 1236 участники подтверждают номером реестровой записи из реестра российского или евразийского ПО. Информацию указывают в составе заявки на участие в закупке. Вывод следует из пункта 2.2 постановления № 1236. Основанием для отклонения заявки участника закупки будет пункт 5 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.
Вопрос 5. Нужно ли снизить цену контракта при закупке лекарственного препарата
В извещении на закупку лекарств установили ограничение по постановлению Правительства № 1289 и условие допуска по приказу Минфина № 126н. Подано три заявки. Участники задекларировали страну происхождения Россия. При рассмотрении заявки комиссия установила:
– в заявке № 1 — участник предоставил СТ-1 не на все регистрационные удостоверения, но задекларировал что все лекарственные препараты российские;
– в заявке № 2 — СТ-1 ко всем РУ;
– в заявке № 3 — вообще нет СТ-1.
Заявки не отклоняем, так как участники не соответствуют постановлению Правительства № 1289 — отсутствуют две заявки российского происхождения и разных производителей. Применяем условия допуска. К заявке № 1 нужно снизить цену на 15 процентов?
Заявку, которая содержит предложение о поставке иностранного лекарственного препарата, за исключением государств — членов ЕАЭС, ДНР, ЛНР, не отклоняйте в соответствии с постановлением Правительства № 1289. Примените механизм предоставления преимуществ по приказу Минфина № 126н, если не отклонили заявку с предложением иностранного лекарственного препарата в соответствии с ограничениями по постановлению № 1289.
То есть, поскольку постановление Правительства № 1289 не сработало, а участник № 1 задекларировал страну происхождения товара из ЕАЭС, она приравнивается не к иностранной, а к отечественной. Подтверждение страны происхождения сертификатом СТ-1 необходимо в рамках постановления № 1289. Заключите контракт по цене, которую предложил участник. Снижать цену на 15 процентов не нужно (письмо Минфина от 04.07.2023 № 24-06-06/62179).
Вопрос 6. Как рассмотреть заявки участников на поставку лекарств
При проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения подано пять заявок:
– заявка № 1 — Россия, СТ-1 ко всем РУ;
– заявка № 2 — Россия, СТ-1 ко всем РУ;
– заявка № 3 — Россия, СТ-1 ко всем РУ;
– заявка № 4 — Россия, СТ-1 ко всем РУ, сертификат GMP;
– заявка № 5 — Финляндия, РУ.
Как рассмотреть заявки?
Признайте победителем участника с заявкой № 4. Только в ней были сведения о сертификате GMP. При этом ценовое предложение этого участника не превышало наименьшее предложение по итогам торгов больше чем на 25 процентов. Поэтому примените к нему преференцию по пункту 1.4 приказа Минфина № 126н. В силу пункта 1.2 постановления № 1289 от участников в составе заявки требуется продекларировать сведения о документах (письмо Минфина от 03.07.2020 № 24-01-06/57629).
Кроме того, участник № 5 не подтвердил страну происхождения товара. Комиссия должна была приравнять заявку к иностранной и отклонить ее в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства № 1289. В аналогичной ситуации на практике комиссия УФАС признала жалобу участника обоснованной. Заказчик нарушил пункт 1 части 3 статьи 50 Закона № 44-ФЗ (решение Пермского УФАС от 08.05.2024).
Вопрос 7. Вправе ли заказчик принять выписку из реестра без указания количества баллов
Планируем провести закупку по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на поставку косилки роторной для трактора «Беларус». Код ОКПД2 28.30.51.000, кода в КТРУ нет. Для ОКПД2 28.30.51.000 действуют два ограничения — аукционный перечень и нацрежим по постановлению № 616. Косилка есть в реестре российской промпродукции. Но в графе с информацией о количестве баллов стоит прочерк. Правомерно ли приобрести косилку без указания информации о количестве баллов?
Потенциальному поставщику не надо указывать баллы в выписке для такого оборудования. Так как в соответствии с постановлением № 719 не установлено требований к минимальному количеству баллов для оборудования, которое относится к коду ОКПД2 28.30.51.000. Заказчик может принять выписку без указания количества баллов. В постановлении № 719 для отдельных видов продукции устанавливается требование о совокупном количестве баллов, которые подтверждают производство на территории России, при котором продукция признается российской, для целей закупки по Закону № 44-ФЗ.
Когда применять запрет на допуск, а когда этого делать не нужно
Стоимость единицы | Стоимость закупки | Запрет |
Бумага (ОКПД2 17.12.14.111) | ||
1950 руб. (< 300 000) | 900 000 руб. (< 1 000 000) | Не устанавливайте запрет на допуск |
1950 руб. (< 300 000) | 1 млн руб. (≥ 1 000 000) | Установите запрет на допуск |
Шкафы холодильные (ОКПД2 28.25.13.111) | ||
320 000 руб. (≥ 300 000) | 900 000 руб. (< 1 000 000) | Установите запрет на допуск |
320 000 руб. (≥ 300 000) | 1 млн руб. (≥ 1 000 000) | Установите запрет на допуск |
Вопрос 8. Как рассчитать стоимость закупки для применения запрета и исключений по постановлению № 616
Собираемся проводить закупку промтоваров, в зависимости от какой цены нужно устанавливать запрет на допуск?
Запрет на допуск иностранных промышленных товаров, работ и услуг не применяют, если стоимость единицы товара не более 300 тыс. руб. и суммарная стоимость закупки менее 1 млн руб. Эти условия применяют одновременно. На товары из пунктов 28, 50, 142, 145 и 147 перечня исключение не действует.
При этом совокупность товаров — товары, которые соответствуют одному коду ОКПД2 (письмо Минпромторга от 17.01.2024 № ПГ-12-539). Например, заказчик хочет закупить бумагу по коду ОКПД2 17.12.14.111 или шкафы холодильные по коду ОКПД2 28.25.13.111. Смотрите в таблице, в каких случаях заказчику необходимо применять запрет на допуск, а в каких будет действовать исключение.
Вопрос 9. Вправе ли заказчик закупить иностранный автомобиль
Правомерно ли купить восьмиместный иностранный автомобиль?
Автомобиль подпадает под требование постановления Правительства № 616. В рамках такого правового акта установлен запрет на допуск иностранного товара. Для возможности закупки такого автомобиля необходимо разрешение Минпромторга. Без наличия такого разрешения закупка иностранного товара не правомерна. В случае проведения закупки без разрешения контракт по решению суда могут признать ничтожным, а должностное лицо привлечь к ответственности, например, по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Вопрос 10. Как поступить заказчику, если код ОКПД подпадает под действие двух постановлений
Собираемся закупить оборудование. ОКПД2 26.40.31.190 подпадает под ограничение допуска как по постановлению Правительства № 617, так и по постановлению Правительства № 878. Если товар подпадает под два ограничения, применяем сразу № 617 и 878 или надо применить только одно ограничение?
Установите ограничение допуска только по постановлению Правительства № 878 и приказу Минфина № 126н. Ограничение допуска по постановлению № 617 применяется только на товары в перечне № 1. На перечень № 2 не устанавливают ограничения. Код ОКПД2 26.40.31.190 как раз таки и подпадает под перечень № 2.
Вопрос 11. Как рассмотреть заявки участников с разными подтверждающими документами
Проводим электронный аукцион на поставку лекарственных психотропных препаратов. Победитель предоставил сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства и сертификат СТ-1. Остальные предоставили только РУ. Как применять нацрежим?
Если подано три заявки, заявка № 1 — регистрационное удостоверение, заявка № 2 — РУ, участник № 3 — сертификат СТ-1, документ о стадиях производства. Победителем признайте заявку № 3. При рассмотрении заявок не применяйте положения постановления Правительства № 1289 и приказа Минфина № 126н.
Регистрационное удостоверение не является документом, который подтверждает страну происхождения лекарственного препарата (п. 2 постановления № 1289). Поэтому на участие в аукционе была подана лишь одна заявка, которая содержит подтверждение страны происхождения лекарственного препарата, — заявка № 3. Постановление № 1289 не сработало, определение победителя было проведено исходя из представленных ценовых предложений. Жалобу признали необоснованной (решение Красноярского УФАС от 07.09.2023 № 024/06/106-2512/2023).
электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»