Причины низкой результативности выполнения Плана приватизации Счетная палата видит в недостатках формирования плана и координации участников приватизационных процедур, отсутствии предпродажной подготовки, низкой инвестиционной привлекательности реализуемых активов, сообщили в Счетной палате.
«В 2017–2019 годах в Прогнозный план приватизации 58 раз вносились изменения. Приватизация 21 пакета акций была приостановлена. В План включались объекты, приватизация которых была невозможна в силу различных причин. Кроме того, анализ выявил случаи продажи обществ при отсутствии регистрации прав на недвижимое имущество, а также случаи доведения до участников торгов недостоверной информации о составе имущества, что снижало инвестиционный интерес потенциальных покупателей»,
– отметил на Коллегии по итогам анализа аудитор Андрей Батуркин.
Как следствие, сократилось и поступление средств в федеральный бюджет от приватизации. Если в 2017 году они составили 15,1 млрд рублей, то в 2019 году – уже 12,1 млрд рублей. Всего в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества за период 2017-2019 годов поступило 40,8 млрд рублей или 82,3% бюджетных назначений.
«Фактические темпы приватизации недостаточны для достижения поставленной Правительством цели повышения темпов экономического развития за счет сведения к минимуму участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках к 2024 году», – заявил Андрей Батуркин.
Вместе с тем он выразил надежду на изменение такой тенденции: «так, в 2020 году, несмотря на пандемию, Росимуществу удалось выполнить плановый показатель по поступлению средств от продажи акций (по сравнению с 2019 годом увеличилось на 9,0 %)».
Однако причиной низких поступлений в федеральный бюджет в целом является отсутствие крупных продаж. Так, из девяти пакетов акций крупнейших компаний, включенных в План приватизации, реализован только один в пользу другой запланированной к приватизации акционерной компании.
«Такие сделки не приводят к реальному сокращению доли государственного сектора в экономике», – подчеркнул аудитор.
Другая причина сокращения поступлений – рост доли продаж федерального имущества на «вторичных» торгах, то есть посредством публичного предложения и без объявления цены. Такие способы продаж предполагают существенный дисконт от первоначальной стоимости. В 2017-2019 гг. на «вторичные» торги пришлось 64% пакетов акций и 57% объектов, составлявших имущество казны.
Не показала особой эффективности и работа агентов по продаже федерального имущества. Около 20% объектов казны, включенных в Прогнозный план приватизации, агенты на торги не выставляли.
Также не на пользу результативности приватизации пошли изменения документов стратегического планирования. Так, с 2020 года отменена госпрограмма «Управление федеральным имуществом». Ей взамен Правительство приняло одноименные подпрограммы «Управление федеральным имуществом» сначала в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», а затем «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». В результате такой трансформации из госпрограмм оказались исключены целевые индикаторы, характеризующие ежегодное сокращение количества АО с госучастием и ФГУП.
«Система показателей, обеспечивающих взаимосвязь и анализ направленности процессов приватизации на достижение целей государственной политики в области управления и распоряжения федеральным имуществом, не создана. Индикаторы госпрограмм не обеспечивают преемственность и не позволяют комплексно оценивать влияние итогов приватизации на состояние стратегических отраслей экономики и бюджетную систему Российской Федерации», – констатировал аудитор.
Смотрим рекомендации по итогам экспертно-аналитического мероприятия 👇🏻