РНП в 2022 и 2023: ФАС раскрывает статистику и практику

РНП в 2022 и 2023: ФАС раскрывает статистику и практику

По итогам рассмотрения указанных обращений в 2022 году ФАС России принято 11 751 решение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что составляет 40,7 % от рассмотренных обращений. Основной причиной включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков является одностороннее расторжение контракта: 10 078 принятых решений (55 %), отказано – 8 381 (45 %).

С начала 2023 года только Центральный аппарат ФАС в неделю рассматривает в среднем по 15 односторонних отказов, в марте начался некоторый спад количества обращений. Пока что рано говорить о статистике 2023 года и строить прогнозы – не хватает детальных данных по территориальным управлениям.

Основная причина роста обращений в 2022 и 2023 годах – невозможность исполнения контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. В их числе – экономические ограничения, санкции, проблемы с логистикой, мобилизация.

Правительство отреагировало: были внесены изменения в порядок рассмотрения вопроса о включении участника закупки в РНП. Есть целый пункт, который говорит, что антимонопольный орган не включает в РНП участника, который не смог исполнить обязательства по контракту из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Вызовы-2022: действия регуляторов и практика ФАС

Рассмотрим пример доказывания таких обстоятельств. Участник не смог обеспечить поставку: на момент участия в закупке и подписания контракта у него была оферта с субпоставщиком за пределами РФ. После подписания контракта при запросе на поставку субпоставщик сообщил, что теперь порт не отгружает в РФ, логистика нарушена, возникли сложности в работе с российскими поставщиками и так далее.

Поставщику необходимо предоставить любые свидетельства о том, что имеющая отношение к закупке сторона либо иные причины явились основанием для неисполнения обязательств. И эти факторы должны быть напрямую по причинно-следственной связи соотнесены с введением ограничительных мер экономического характера. В таком случае комиссия в силу положений Постановления Правительства № 1078 не включает такую информацию в реестр. Еще когда только выпустились поправки к Постановлению Правительства № 1078, Минфин России направил разъяснительное письмо всем участникам контрактной системы. Его суть и краткое содержание: «Коллеги, чтобы вас не включили в реестр недобросовестных поставщиков, приходите на заседание комиссии, защищайте свои права.

Представляйте информацию, сведения, подтверждающие, что вы добросовестный участник рынка, вы пытались исполнить свои обязательства по контракту, но не смогли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы».

Объективная сторона таких историй всегда рассматривается комиссией антимонопольного органа. В части мобилизационных действий также у нас были внесены изменения, комиссия рассматривает и учитывает все обстоятельства.

Рассмотрим конкретный кейс

Поставщик утверждает, что не смог выполнить обязательства по контракту по охране, поскольку нескольких сотрудников мобилизовали. Предоставлены соответствующие сведения из военного комиссариата. Вместе с тем при рассмотрении вопроса мы раскрываем, что сотрудников мобилизовали в октябре 2022 года, а поставщик перестал надлежащим образом исполнять свои обязательства двумя месяцами ранее. Соответственно, здесь причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением обязательств и мобилизацией некоторых сотрудников не наблюдается.

Необходимо объективно подходить к рассмотрению каждого случая, разбираться, что лежало в основе ненадлежащего исполнения обязательств в рамках контракта, сопоставлять предоставленные документы, исследовать и давать им соответствующую правовую оценку в соответствии с Постановлением Правительства № 1078.

Главное для участников – защищать свои права, участвовать в заседании комиссии антимонопольного органа и представлять все документы и сведения, необходимые для установления истины.

Бомбырь Дмитрий Сергеевич, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

журнал «Контрактные отношения», март 2023

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...