ФАС России опубликовала разъяснение Президиума ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
В разъяснении шесть разделов:
✔️ «Термины и определения»;
✔️ «Область применения разъяснений»;
✔️ «Общие положения об организации антимонопольного комплаенса»;
✔️ «Стимулы для организации антимонопольного комплаенса»;
✔️ «Порядок установления ФАС России соответствия внутренних актов об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства» (наиболее объемный блок);
✔️ «Реализация отдельных полномочий ФАС России».
Документ призван оказать содействие хозсубъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозсубъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой он ведет деятельность, и иные параметры.
Неприменение рекомендаций (полностью или частично) в части, не касающейся требований ст. 9.1 Закона о защите конкуренции («Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»), не исключает соответствия внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности такой системы.
Особенно подчеркивается, что организация антимонопольного комплаенса – право хозсубъекта, решение о его организации хозсубъект принимает исключительно добровольно.
При организации антимонопольного комплаенса хозсубъекту рекомендуется руководствоваться тремя принципами:
- заинтересованность руководства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, постоянное совершенствование и повышение его эффективности.
В качестве стимулов для организации хозсубъектом антимонопольного комплаенса названы:
- снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных для хозсубъекта последствий: взыскания штрафов, убытков, причинения вреда репутации, расходов на юридические услуги, признания недействительными сделок, привлечения должностных лиц к административной или уголовной ответственности;
- увеличение длительности периодов между проведением ФАС России плановых проверок хозсубъектов с трех до пяти лет или непроведение таких проверок;
- самостоятельное выявление нарушения позволяет хозсубъекту добровольно заявить в ФАС России о заключении им соглашения (об осуществлении согласованных действий), недопустимого по антимонопольному законодательству, что является основанием для освобождения хозсубъекта от ответственности или наложения штрафа в минимальном размере за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1–4, 6 и 7 ст. 14.32 КоАП РФ, при выполнении условий ст. 14.32 КоАП РФ.
В документе также изложены:
- порядок направления внутреннего акта (актов) об антимонопольном комплаенсе в ФАС России;
- требования к такому акту (актам);
- порядок рассмотрения такого акта (актов) ФАС России;
- рекомендации по организации антимонопольного комплаенса (в их числе методические материалы; размещение информации в Интернете; распространение внутреннего акта (актов) на группу лиц хозсубъекта; рекомендации о порядке проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозсубъектом деятельности; рекомендации по мерам снижения хозсубъектом рисков антимонопольных нарушений, связанных с осуществлением деятельности; меры по контролю за функционированием системы; порядок ознакомления работников хозсубъекта с внутренним актом (актами) об антимонопольном комплаенсе; рекомендации по определению должностного лица, ответственного за функционирование системы антимонопольного комплаенса).
Регулятор подчеркивает, что организация антимонопольного комплаенса не может являться действием, обязательным для исполнения в соответствии с предписанием, выдаваемым ФАС России. Но при рассмотрении ходатайства в рамках госконтроля за экономической концентрацией до принятия ведомством решения лица, подавшие ходатайство, вправе представить информацию о намерении добровольно принять на себя обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об организации системы антимонопольного комплаенса. Исполнение такими лицами указанных обязательств может быть частью предписания ФАС России, выдаваемого по результатам рассмотрения сделки или иного действия.
В заключительной части документа указано, что в случае выдачи ФАС России заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) этот хозсубъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если его действия осуществляются в соответствии с согласованными правилами антимонопольного комплаенса.
В то же время отсутствие у хозсубъекта такого внутреннего акта и положительного заключения ФАС России по нему не исключают права хозсубъекта при рассмотрении дела представлять доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства.