Разъяснение Президиума ФАС России по антимонопольному комплаенсу

Разъяснение Президиума ФАС России по антимонопольному комплаенсу

ФАС России опубликовала разъяснение Президиума ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

В разъяснении шесть разделов:

✔️ «Термины и определения»;

✔️ «Область применения разъяснений»;

✔️ «Общие положения об организации антимонопольного комплаенса»;

✔️ «Стимулы для организации антимонопольного комплаенса»;

✔️ «Порядок установления ФАС России соответствия внутренних актов об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства» (наиболее объемный блок);

✔️ «Реализация отдельных полномочий ФАС России».

Документ призван оказать содействие хозсубъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозсубъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой он ведет деятельность, и иные параметры.

Неприменение рекомендаций (полностью или частично) в части, не касающейся требований ст. 9.1 Закона о защите конкуренции («Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»), не исключает соответствия внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности такой системы.

Особенно подчеркивается, что организация антимонопольного комплаенса – право хозсубъекта, решение о его организации хозсубъект принимает исключительно добровольно.

При организации антимонопольного комплаенса хозсубъекту рекомендуется руководствоваться тремя принципами:

  • заинтересованность руководства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;
  • регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  • непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, постоянное совершенствование и повышение его эффективности.

В качестве стимулов для организации хозсубъектом антимонопольного комплаенса названы:

  • снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных для хозсубъекта последствий: взыскания штрафов, убытков, причинения вреда репутации, расходов на юридические услуги, признания недействительными сделок, привлечения должностных лиц к административной или уголовной ответственности;
  • увеличение длительности периодов между проведением ФАС России плановых проверок хозсубъектов с трех до пяти лет или непроведение таких проверок;
  • самостоятельное выявление нарушения позволяет хозсубъекту добровольно заявить в ФАС России о заключении им соглашения (об осуществлении согласованных действий), недопустимого по антимонопольному законодательству, что является основанием для освобождения хозсубъекта от ответственности или наложения штрафа в минимальном размере за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1–4, 6 и 7 ст. 14.32 КоАП РФ, при выполнении условий ст. 14.32 КоАП РФ.

В документе также изложены:

  • порядок направления внутреннего акта (актов) об антимонопольном комплаенсе в ФАС России;
  • требования к такому акту (актам);
  • порядок рассмотрения такого акта (актов) ФАС России;
  • рекомендации по организации антимонопольного комплаенса (в их числе методические материалы; размещение информации в Интернете; распространение внутреннего акта (актов) на группу лиц хозсубъекта; рекомендации о порядке проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозсубъектом деятельности; рекомендации по мерам снижения хозсубъектом рисков антимонопольных нарушений, связанных с осуществлением деятельности; меры по контролю за функционированием системы; порядок ознакомления работников хозсубъекта с внутренним актом (актами) об антимонопольном комплаенсе; рекомендации по определению должностного лица, ответственного за функционирование системы антимонопольного комплаенса).

Регулятор подчеркивает, что организация антимонопольного комплаенса не может являться действием, обязательным для исполнения в соответствии с предписанием, выдаваемым ФАС России. Но при рассмотрении ходатайства в рамках госконтроля за экономической концентрацией до принятия ведомством решения лица, подавшие ходатайство, вправе представить информацию о намерении добровольно принять на себя обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об организации системы антимонопольного комплаенса. Исполнение такими лицами указанных обязательств может быть частью предписания ФАС России, выдаваемого по результатам рассмотрения сделки или иного действия.

В заключительной части документа указано, что в случае выдачи ФАС России заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) этот хозсубъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если его действия осуществляются в соответствии с согласованными правилами антимонопольного комплаенса.

В то же время отсутствие у хозсубъекта такого внутреннего акта и положительного заключения ФАС России по нему не исключают права хозсубъекта при рассмотрении дела представлять доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...