В Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялся Антимонопольный форум «Антитраст в быстро меняющемся мире: современные вызовы и новые возможности», в котором приняли участие представители ФАС России. Мероприятие организовано Объединением Корпоративных Юристов (ОКЮР).
«Мы формируем повестку на ближайшие 5 лет по развитию антимонопольного регулирования в Российской Федерации», – отметил заместитель главы ФАС России
Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов выступил в качестве модератора сессии «Активная государственная политика, направленная на развитие конкуренции».
Заместитель главы ФАС России Сергей Пузыревский представил слушателям основные цели и задачи Национального плана развития конкуренции 2021 – 2025 гг., который был внесён в Государственную Думу Российской Федерации 10 марта этого года. Согласно проекту, к 2025 году необходимо обеспечить:
- развитие конкурентной среды в отраслях экономики;
- снижение доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках в отраслях экономики;
- увеличение числа МСП, осуществляющих деятельность более трех лет, не менее чем на 20% к уровню 2020 года;
- снижение доли закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у единственного поставщика, до 5% по отношению к общему объему таких закупок.
Также он уточнил, что в ходе реализации Национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы во всех отраслях экономики было обеспечено присутствие не менее 3 хозяйствующих субъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса.
Еще один важный результат: по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза сократилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти.
Говоря о задачах нового Национального плана, Сергей Пузыревский в первую очередь выделил необходимость обеспечения дерегулирования сфер естественных монополий, которые не обладают признаками естественных монополий и находятся в условиях конкуренции:
«Это, скорее всего, будут услуги портов и аэропортов в случаях, когда там имеются возможности для конкуренции».
Вторая задача – это обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью:
«Тема очень сложная, мы с ней столкнулись тогда, когда говорили о реформе унитарных предприятий. Самой главной проблемой на этапе принятия закона стало то, что унитарные предприятия наделяются государственным имуществом, и очень часто оно зарегистрировано ненадлежащим образом, государство даже не знает, что у него это имущество есть. Здесь необходимо провести комплексную ревизию и инвентаризацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, определить целевое назначение имущество и, если необходимо, принять это имущество в хозяйственный оборот», – уточнил Сергей Пузыревский.
Однако, по его словам, субъекты малого и среднего предпринимательства, несмотря на приоритетный доступ к вышеуказанному имуществу, часто опасаются брать на себя такой вид обязательства и считают издержки непосильными.
«Чтобы это изменить, нужно гарантировать неизменность условий на определенный период времени – 5 или 10 лет, налоговые условия, стабильность прогнозируемой кадастровой стоимости», – предложил заместитель руководителя ФАС России.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов Национального плана развития конкуренции 2021-2025 гг.
«Я уже сказал про имущественные преференции, но помимо этого необходимы и другие механизмы, например, гарантия доступа к государственным закупкам», – добавил он.
В задачи нового Национального плана развития конкуренции включено и развитие организованной (биржевой) торговли.
«В условиях олигопольных и монополизированных торговых рынков биржевая торговля позволяет обеспечить доступ к товарам более эффективно, чем прямое общение с монополистом или субъектом, занимающим доминирующее положение. То есть, мы существенно сокращаем возможность злоупотреблений, когда товар находится на бирже. Это также возможность получения рыночных индикаторов при определении справедливой цены», – подчеркнул Сергей Пузыревский.
Еще одна задача, анонсированная в документе, это цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования. Она продиктована необходимостью использования сервисов цифровой экономики и более удобного взаимодействия государства и регулируемых субъектов. По словам заместителя руководителя ФАС России, нужно упрощать систему регулирования, меньше контактировать с подконтрольными субъектами, больше пользоваться цифровыми сервисами, чтобы предприниматели сами могли получать необходимую информацию и делать запросы в электронном виде.
Кроме того, необходимо и дальше повышать эффективность контроля проведения закупок и расширять международное сотрудничество, в том числе создав при поддержке партнеров ФАС России Антимонопольный центр на территории Российской Федерации для проведения совместных расследований.
На сегодняшний день в числе законодательных предложений Национального плана 2021-2025 гг.:
- отмена антимонопольных иммунитетов для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- реформирование правового регулирования порядка предоставления преференций;
- введение запрета на создание хозяйствующих субъектов с государственным или муниципальным участием в условиях конкуренции;
- установление преимущественных прав на приобретение государственного или муниципального имущества МСП;
- смягчение ограничений для осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, для которых стратегические виды деятельности не являются основными;
- реформирование законодательства о контрактной системе.
«Важной задачей Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы является повышение эффективности контроля проведения закупок. Включаясь в реализацию плана, члены ОКЮР хотели бы прояснить, как вести предварительные переговоры при осуществлении закупочных процедур компаниями с государственным участием и их поставщиками, которыми могут быть любые компании. Сегодня это довольно чувствительная тема для бизнеса, поскольку не определена грань, за которой нарушается закон», – отметила Президент Ассоциации «НП «ОКЮР» Александра Нестеренко.