Правовой обзор закупочного законодательства (с 21.06.2021 по 28.06.2021)

Правовой обзор закупочного законодательства (с 21.06.2021 по 28.06.2021)

Комитет по конкурентной политике Московской области выпустил краткий обзор законодательных инициатив, изменений в законодательстве. Тема – государственные (муниципальные) закупки. В документе также представлена судебная и административная практика.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1.     Постановление Правительства РФ от 17.06.2021 № 919 «О вопросах предоставления выписки из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Согласно новым правилам, поставщики (подрядчики, исполнители) смогут обратиться к заказчику с запросом о предоставлении выписки из реестра, содержащего гостайну, об исполненных ими контрактах.

Заказчик в течение 3 рабочих дней должен будет предоставить такую выписку с соблюдением требований законодательства о государственной тайне.

Поставщики (подрядчики, исполнители) смогут использовать такие выписки в целях подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям (наличие исполненных контрактов) при участии в закупках.

Установленный порядок будет действовать до 01.01.2022. После указанной даты аналогичные положения будут закреплены в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 и постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 937 «О внесении изменений в пункты 8 и 19 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема».

Документ вступает в силу с 1 октября 2021 года

Предельная цена контракта на закупку госкомпаниями товаров и услуг у малых и средних предприятий будет повышена до 800 млн рублей.

Ранее стоимость одного контракта ограничивалась 400 млн рублей. В отдельных случаях это приводило к дроблению закупки на более мелкие лоты, что в свою очередь становилось помехой для выполнения работ. Например, при строительстве дороги приходилось заключать контракты на неоправданно мелкие участки трассы. Теперь эта проблема будет решена.

Предельная цена, зафиксированная в постановлении, увязана с критерием отнесения предприятия к категории малых, согласно которому выручка компании не должна превышать 800 млн рублей в год.

Принятое решение позволит усовершенствовать процедуру закупок товаров и услуг у МСП, поддержит представителей малого и среднего бизнеса.

1.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  Вступает в силу с 1 июля 2021 года

Устанавливается обязанность заказчиков по Закону № 44-ФЗ закупать различные виды медицинских изделий отдельными лотами, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предусмотренный постановлением размер: 600 тыс. руб., 1 млн. руб. или 1,5 млн. руб.

1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2021 № 983 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2014»

Постановление дополняет перечень квотируемых товаров (утвержден правительственным постановлением №2014) почти 30 видами музыкальных инструментов. В их числе пианино, рояли, гармони, различные виды духовых музыкальных инструментов, ударные инструменты и т.д. Для большинства из них размер квоты установлен на уровне 30-60%.

С января текущего года вступили в силу правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и на закупку госкомпаниями 251 вида товаров российского производства (или произведенного в странах ЕАЭС).

Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.

В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.

Для большинства позиций перечня товаров для госзаказчиков размер квот установлен на уровне 40-60% от годового объема закупок.

При контроле госзакупок товаров «российского» производства будут учитываться только те из них, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции.

Достижение госзаказчиками минимальной доли закупок контролирует Минпромторг.

1.5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.06.2021  № 1651-р

Внесены изменения в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

В частности, из позиции по коду 32.5 ОКПД 2 исключен код 32.50.22.150 в части ортопедической   обуви         и       вкладных   корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу.

Изменения позволяют заказчикам, при необходимости, осуществлять закупки указанных товаров путем проведения конкурса.

1.6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.06.2021  № 1659-р

Правительство РФ утвердило перечень госорганов, которые должны будут использовать электронное актирование (формирование и утверждение документов о приемке товара, работ или услуг с использованием функционала Единой информационной системы) при госзакупках.

В этот перечень включено 63 ведомства: министерства, федеральные службы и агентства, а также управление делами президента РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и пр.

Эти ФОИВы и их подведомственные учреждения обязаны (с 1 мая текущего года – ИФ) включать в условия заключаемых контрактов положения о возможности подписания документов о приемке товаров, выполненной работы, оказанной услуги в форме электронного документа, сформированного в ЕИС.

Госзаказчики имеют возможность применять электронное актирование при осуществлении своих закупок с 1 января текущего года. Закрывающие документы, созданные в ЕИС в электронной форме, приравнены к бумажным.

1.7. Письмо       Минпромторга России       от      26.06.2021 №      ПГ-12-4292  О реализации постановления Правительства РФ от 03.12.2020

Разъяснены        особенности       обоснования        НМЦК        в        целях достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров по Закону № 44-ФЗ.

В подготовленном специалистами министерства письме, в частности, отмечается, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее – ГИСП). В то же время авторы письма полагают, что в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в ЕИС, по исполненным контрактам, по которым не взыскивалась неустойка.

Дополнительные разъяснения к порядку расчета НМЦК в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок российских товаров опубликованы на сайте ГИСП.

1.8. Законопроект № 11009977 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

23 июня Совет Федерации на пленарном заседании одобрил законопроект об упрощении закупок по Закону № 44-ФЗ с учетом подготовленных поправок.

Одним из основных нововведений оптимизационного законопроекта – сокращение числа способов закупок – до трех с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов – до 18 дней.

Другое      значимое    нововведение,      предусмотренное оптимизационным законопроектом, – универсальная предквалификация.

Корректируется норма об общественном обсуждении госзакупок. Соответствующая поправка оптимизационного пакета предусматривает, что для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) от 2 млрд рублей общественное обсуждение является обязательным. Теперь эта норма дополнена положением, по которому правительство РФ, региональные или местные органы власти вправе снизить размер НМЦК, при котором общественное обсуждение становится обязательным.

Законопроект предусматривает предоставление 15% ценовой преференции участникам закупок, являющимися учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а также организациями инвалидов.

Евразийский банк развития включен в число организаций, имеющих право предоставлять участникам закупок независимые гарантии (в действующей редакции 44-ФЗ – банковские гарантии). Впрочем, этот банк может выдавать гарантии только участникам госзакупок из стран ЕАЭС, за исключением РФ.

Также в число принятых поправок к оптимизационному пакету вошла норма о деофшоризации участников госзакупок. Причем в изначальной редакции, которую ранее просили скорректировать «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). По этой поправке участником закупки не может быть офшорная компания, или юрлицо, в котором офшорной компании или компаниям принадлежит (прямо или косвенно) более 10%. «Деловая Россия» предлагала, например, поднять этот порог до 50%, а РСПП – исключить из под действия этой нормы публичные АО.

Еще две поправки исключили из законопроекта нормы, предусматривающие запуск механизма Рейтинга деловой репутации (РДР).

1.9. Законопроект № 1193621-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Предусмотрены штрафы за заключение хозяйствующими субъектами недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений, «вертикальных» соглашений, а также соглашений, признаваемых картелем. Речь идет и об участии в этих соглашениях.

Предусматривается возможность для субъектов МСП уплачивать половину суммы штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. Если копия постановления, направленная по почте, поступит субъекту после истечения этого срока, то он будет восстановлен по ходатайству лица, привлеченного к ответственности.

1.10. На сайте regulation.gov.ru размещен проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр». Минстрой

Документом уточняется порядок определения НМЦК на остатки работ, устанавливается порядок включения в смету затрат, связанных с выплатой премии за досрочный ввод объекта в эксплуатацию, уточняется порядок пересчета сметной стоимости на дату определения НМЦК.

Методику составления сметы контракта предлагается дополнить положениями, предусматривающими создание механизма обоснования изменения сметы контракта при возрастании стоимости одной и (или) более позиций ценообразующих строительных ресурсов.

Ключевыми аспектами механизма обоснования изменения сметы контракта могут стать:

  • Возрастание сметы контракта более чем на 5% в результате возрастания цен на ценообразующие строительные ресурсы;
  • Определение перечня документов, подтверждающих возрастание цен и обосновывающих изменение сметы контракта;
  • Применение формулы определения изменения (возрастания) сметы контракта.

Дата начала общественного обсуждения: 18.06.2021

Дата окончания общественного обсуждения: 02.07.2021

1.11. Изменился перечень банков, чьи гарантии обеспечат заявки и исполнение контрактов по Закону № 44-ФЗ

 Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44ФЗ (с учетом данных Банка России, представленных 16 июня 2021 г.)

При закупках по 44-ФЗ для обеспечения заявок и исполнения контрактов принимаются       гарантии    банков,       которые      соответствуют правительственным требованиям. По состоянию на 16 июня 2021 г. требованиям отвечает 191 банк.

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Итоги Всероссийского совещания «Электронное обжалование»: подача жалобы в ФАС России посредством ЕИС в сфере закупок

18 июня 2021 года состоялось Всероссийское совещание в формате вебинара, посвященное новому функционалу Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) «Электронное обжалование». Мероприятие было организованно Федеральным казначейством при активном участии ФАС России.

Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе, открыла мероприятие с приветственным словом, подчеркнув, важность применения данного функционала ЕИС, который с 1 января 2022 года становится обязательным при подаче жалобы на закупки, проводимые в электронной форме.

Начальник Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России Александр Пудов рассказал о готовности ФАС России и ее территориальных органов принимать жалобы в электронной форме посредством ЕИС.

В ходе совещания, ведущими специалистами Управления развития контрактной системы Федерального казначейства, а также представителями центра развития и поддержки ЕИС были освещены особенности функционала электронного обжалования.

Источник:

https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31316

Запись вебинара:

https://www.youtube.com/watch?v=_cjdMJpdx6E

2.2. Казначейство назвало самые частые ошибки при госзакупках во втором полугодии 2020 года

Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за второе полугодие 2020 года. В их числе ошибки при госзакупках. Значительную их часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. 

Подробнее тут:   https://sudact.ru/law/obzornedostatkovinarusheniivyiavlennykhfederalnymkaznacheistvom_6/

2.3. На отечественное ПО к 2024 году должно приходиться 70% закупок IТ-продукции в госкомпаниях

Минимум 70% закупок IТ-продукции в госкомпаниях должно приходиться на отечественное ПО к 2024 году. Об этом заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко на заседании комитета по цифровой трансформации и инновационному развитию совета директоров РЖД, сообщили в аппарате вице-премьера.

Вице-премьер также анонсировал выход второго пакета мер поддержки IТотрасли в ближайшее время и подчеркнул важность инструментов стимулирования отечественного IТ-рынка, заложенных в национальной программе «Цифровая экономика». «Льготное кредитование для отечественных компаний на закупку российских программных разработок при консолидированном спросе со стороны крупных госкомпаний создаст дополнительный синергетический эффект для отрасли. В этом году на субсидирование процентной ставки по кредитам для закупок отечественных программных продуктов заложено 1 млрд рублей бюджетной поддержки, что позволит привлечь не менее 35 млрд рублей дополнительного финансирования закупок», – сказал Чернышенко.

Генеральный директор РЖД Олег Белозеров обратил внимание на необходимость комплексного подхода к достижению цифровой трансформации. «РЖД ведет системную работу по достижению цифровой трансформации и импортозамещению в IТ-сфере, однако в ряде случаев поставленные задачи настолько глобальны, что достичь их выполнения невозможно без объединения усилий и координации действий правительства и бизнеса», – отметил он.

По итогам заседания комитета Чернышенко также поручил Минцифры совместно с РЖД разработать «дорожную карту» по переводу на отечественное программное обеспечение систем планирования ресурсов ERP до конца 2024 года. Кроме того, вице-премьер одобрил создание на базе РЖД Национального центра компетенций по импортозамещению для выработки типовых решений по замене зарубежных продуктов на отечественные, их адаптации под запрос российского рынка, а также для консультирования компаний по направлению импортозамещения.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/11705375

2.4. В Координационном центре Правительства прошел семинар – совещание о достижении показателей национальных целей в сфере жилищного строительства

Мероприятие организовано Правительством совместно с комиссией Госсовета по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» с целью выработки решений для достижения национальных целей, поставленных Президентом.

В совещании приняли участие Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко, помощник Президента, секретарь Госсовета Игорь Левитин, Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, руководство Минстроя России и главы регионов.

Основная задача семинара – разработка единого  решения для пространственного развития страны, которые можно применять в любом регионе РФ.

Приоритетами пространственного развития являются повышение доступности жилья, в том числе за счёт льготной ипотеки, развитие индивидуального строительства, комплексное развитие территорий, внедрение новой программы расселения аварийного жилья.

Минстрой России последовательно разрабатывает новые меры поддержки и развития отрасли. Это снижение устаревших норм строительства, стимулирование отрасли ИЖС, реализация федеральных программ строительства жилья.

Источник: http://government.ru/news/42601/

2.5.  В Нижнем Новгороде 23-25 июня 2021 года состоялась Конференция ЦИПР2021

На конференции ЦИПР-2021 заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Козлов рассказал о стратегии цифровизации строительной отрасли и ЖКХ, разрабатываемой Минстроем России при участии Правительства России, заинтересованных органов власти и профессионального сообщества.

Мероприятия стратегии нацелены на создание безопасных, доступных и комфортных условий для жизни, формирование эффективной системы управления городским хозяйством.

Основные принципы развития строительной отрасли:

  • Перевод в электронный вид обязательных процедур – реализация инициативы отраслевой стратегии трансформации отрасли «Строим в один клик»
  • Применение технологий информационного моделирования и создание цифровых «двойников» объектов капстроительства – реализация инициативы «Строим умные объекты»
  • Формирование и развитие системы управления трудовыми ресурсами отрасли

2.6. Совещание по новым функциональным возможностям  версии ЕИС 11.2

25 июня 2021 года Федеральное Казначейство провело Всероссийское совещание на тему «Новые функциональные возможности версии 11.2 Единой информационной системы в сфере закупок и иные вопросы в части совершенствования контрактной системы в сфере закупок».

В ходе совещания были рассмотрены новые возможности Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС), которые будут реализованы в рамках версии 11.2, в том числе:

  • новый функционал по подаче жалоб в ФАС России и ее территориальные органы в электронном виде с использованием ЕИС;
  • новые функциональные возможности в реестре недобросовестных поставщиков и реестре жалоб;
  • функциональные возможности ЕИС в части реестра контрактов;
  • новации в электронном актировании;
  • изменение порядка осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в соответствии со вступающими в силу 01.07.2021 изменениями Федерального закона № 223-ФЗ (в редакции 452-ФЗ).

Видеозапись совещания:

https://www.youtube.com/watch?v=CSMh8frampg

III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА 

3.1.  Спортивная площадка не является объектом капитального строительства 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обращает внимание государственных и муниципальных заказчиков на необходимость надлежащего установления требований к участникам закупки.

Ростовское УФАС России в текущем месяце рассмотрело несколько дел, в рамках которых поднимался вопрос о том, можно ли считать объектом капитального строительства школьную спортивную площадку. Ряд заказчиков считают, что можно, в связи с чем допускают аналогичные нарушения.

Антимонопольный орган отмечает, что в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

При этом, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.07.2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи. Однако по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания её объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Таким образом, объект недвижимого имущества должен соответствовать следующим критериям: наличие тесной связи с землей, наличие полезных свойств, которые могут быть использованы в предпринимательской или иной экономической деятельности независимо от земельного участка и от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, объектов недвижимого имущества (самостоятельное функциональное назначение объектов); невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Сооружения, прочно связанные с землей, но не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям. Такие объекты не признаются недвижимым имуществом независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь с соответствующим земельным участком. Таким образом, спортивные площадки не являются объектами недвижимости, поскольку не имеют признаков недвижимого имущества, а именно – прочной связи с землей и невозможности перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.

Аналогичная правовая позиция поддержана в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 18.11.2020 г. по делу № А60-46018/2019 (впоследствии в Определении Верховного Суда РФ от 10.03.2021 г. по делу № А60-46018/2019), Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.08.2019 г. по делу № А32-42855/2018.

Источник: https://rostov.fas.gov.ru/news/10923

3.2. Определение ВС РФ от 21 июня 2021 года №304ЭС213268 по делу  № А81-3078/2020 

ВС посчитал срок для разъяснений об аукционе

Заказчик не дал разъяснений по аукционной документации, хотя его об этом попросили. В итоге судам пришлось разбираться, в какой срок можно сделать подобный запрос в адрес заказчика.

26 февраля 2020 года Администрация Надымского района ЯНАО разместила извещение о проведении электронного аукциона. Последний день подачи заявок установили на 5 марта, 9:00 утра. 2 марта в 17:43 «Межрегиональный тендерный центр «Выгодный контракт» направил заказчику запрос о разъяснении положений аукционной документации.

На следующий день Администрация опубликовала разъяснения, но ответа на предмет запроса «МТЦ «Выгодный контракт» эти разъяснения не содержали. Общество пожаловалось в региональное управление ФАС. Там решили, что Администрация допустила нарушение, не ответив на запрос. Чиновники с этим не согласились и обратились в арбитражный суд (дело № А813078/2020).

Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых согласился суд округа, установили, что направить запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, на который заказчик обязан ответить, было возможно не позднее воскресенья, 1 марта – ведь такие запросы можно направлять в срок не меньше трех дней до окончания приема заявок.

Но суды разошлись в оценках действий Администрации. 8-й ААС посчитал, что в законе о закупках прописан не срок подачи заявления о разъяснении аукционной документации, а срок, с наступлением которого заказчик вправе не размещать в единой информационной системе разъяснение положений документации. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа согласился с первой инстанцией: если последний день срока приходится на выходной день, то срок переносится на день вперед.

По итогам трех инстанций решение УФАС осталось в силе, поэтому Администрация обратилась в Верховный суд. Чиновники настаивают: заказчик обязан дать разъяснение положений документации об электронном аукционе только при условии, что запрос поступил не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок. Экономколлегия с этим согласилась и «засилила» решение апелляционного суда.

3.3. Определение ВС РФ от 22 июня 2021 года №310ЭС218779 по делу №А8317525/2019

Если контракт не исполнен по вине заказчика – основания для включения в

РНП отсутствуют

ВС РФ: Если подрядчик не исполнил контракт в установленный срок по вине заказчика, и факт недобросовестности поведения подрядчика не нашел своего подтверждения, то у Заказчика отсутствуют достаточные основания для включения сведений в отношении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...