В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Украинские товары из Донецка и Луганска приравнены к российским для целей госзакупок
С 18 февраля 2022 г. товары из отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины приравнены к российской продукции.
Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 201
Подробнее👇🏻
2.Внесены изменения в Правила расширенного казначейского сопровождения
Правительство РФ приостановило до 1 апреля 2022 года действие подпунктов “А” и “Б” пункта 3 Правил расширенного казначейского сопровождения, утвержденного постановлением Правительства РФ №2024 от 24.11.2021 для расчетов по государственным контрактам.
Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 216
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-pravila-rasshirennogo-kaznachejskogo-soprovozhdeniya/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
1.Минфин России подготовил очередные разъяснения по постановлению Правительства России № 1352.
На этот раз ведомство сделало попытку ответить на очень важный вопрос: обязательно ли размещать в ЕИС извещение и документацию о закупке, если закупка проводится для СМСП.
Документ: Письмо Минфина России от 17.02.2022 г № 29-01-12/11379
Смотрим👇🏻
2.Минфин указал, какие условия госзакупки нельзя менять при корректировке извещения
С 1 января уточнили порядок внесения изменений в извещение. По новым правилам при его корректировке нельзя менять в том числе наименование объекта закупки, а не сам объект.
Ведомство пояснило: характеристики из описания объекта закупки тоже не меняют.
Документ: Письмо Минфина России от 10.12.2021 N 24-06-08/100772
Подробнее👇🏻
3.Казначейство рассказало об особенностях оформления электронных документов о приемке в ЕИС
Документ: Письмо Федерального казначейства от 8 февраля 2022 г. N 14-00-05/2543
Подробнее👇🏻
4.Минфин России выпустил письмо “О рассмотрении обращения о реализации положений Постановления № 2604”.
Ведомство ответило на запрос Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 “Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд….”, вступило в силу с 1 января 2022 г.
Документ: Письмо Минфина России от 15.02.2022№ 24-06-06/10337
Смотрим👇🏻
https://gkgz.ru/minfin-vypustil-razyasnenie-o-realizatsii-polozhenij-postanovleniya-2604/
5.Преимущества учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов по Закону N 44-ФЗ: порядок предоставления
Документ: Письмо Минфина России от 21 февраля 2022 г. N 24-01-08/11994
Подробнее👇🏻
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Суды: у заказчика закончились деньги — оснований не платить за услуги по госконтракту нет
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2022 по делу N А78-5418/2021
Подробнее👇🏻
2.Конституционный Суд РФ защитил предпринимателей от необоснованного применения закона о защите конкуренции
Документ: Постановление №7-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Подробности👇🏻
3.Установленная незаконность действий заказчика и контрольного органа сама по себе не означает, что такое незаконное поведение повлекло за собой убытки для участника закупки в виде реального ущерба и упущенной выгоды, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 07.02.2022 N 309-ЭС21-27731 по делу N А60-18508/2021
Подробнее👇🏻
4.Уступка подрядчиком третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства по государственному контракту не противоречит законодательству Российской Федерации, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 14.02.2022 № 310-ЭС21-28362 по делу № А83-7574/2021
Подробнее👇🏻
5.Представляем вашему вниманию пару свежих решения УФАС, которые формируют практику строительных закупок.
Смотрим👇🏻
https://gkgz.ru/paru-svezhih-reshenij-ufas-po-stroitelnym-zakupkam/
6.Если невозможность получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости объекта не зависит от подрядчика (по 44-ФЗ), то у заказчика нет оснований для отказа от оплаты выполненных подрядчиком работ, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ т 22 февраля 2022 года №309-ЭС21-28960 по делу №А34-940/2021
Подробнее👇🏻
7.Про коллективное участие и “спецторги” среди МСП по 223-ФЗ
Заявитель оспаривает требования о предоставлении в составе заявки договора простого товарищества, поскольку это нарушает ч. 19.3 ст. 3.4 № 223-ФЗ, а также исключают возможность участия в закупке физических лиц, что не соответствует ч. 5 ст. 3 № 223-ФЗ.
В документации: организации, представляющие коллективного участника, заключают между собой договор простого товарищества, соответствующий нормам ГК РФ, и отвечающий требованиям, установленным в документации.
Комиссия УФАС: доводы заявителя о нарушении ч. 19.3 ст. 3.4 № 223-ФЗ путем установления требования о предоставлении, оцениваются как несостоятельные, поскольку в таком случае при проведении закупок с ограниченным участием субъектного состава, участники лишаются реализовать свое право на коллективное участие.
👉🏻Вместе с тем, комиссия УФАС обращает внимание, что коллективное участие является правом участника, то есть, его волеизъявлением, в связи с чем законодательное закрепление обязанности участника предоставлять в составе заявки договор простого товарищества (или иные формы соглашений ) является невозможным, так как указанное противоречит правовой природе права как меры возможного поведения в случае, если участник желает принять участие в закупке в качестве коллективного участника.
Документ: Решение Московского УФАС от 11.02.2022 г. № 077/07/00-1713/2022
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/pro-kollektivnoe-uchastie-i-spetstorgi-sredi-msp-po-223-fz/
8.Отказ УФАС в возбуждении дела нельзя обжаловать в административном порядке
С позиции ВС РФ, решения ФАС России или ее территориальных органов об отказе в возбуждении антимонопольного дела не должны обжаловаться в рамках внесудебного (административного) порядка. Поэтому Административный регламент ФАС России, положения о ФАС России и ее терорганах, где не указано на полномочия антимонопольного органа по пересмотру таких актов, не противоречат Закону о защите конкуренции, следует из решения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ.
👉🏻«Для защиты своих прав и интересов хозсубъекты вправе оспаривать подобные решения в судебном порядке»
Документ: Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.12.2021 № АКПИ21-830
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/otkaz-ufas-v-vozbuzhdenii-dela-nelzya-obzhalovat-v-administrativnom-poryadke/
9.ВС РФ разбирался, возможен ли односторонний отказ от госконтракта
Чиновники Ессентуков заключили с компанией договор на реконструкцию дороги, но потом местные депутаты сократили финансирование, а исполнителю предложили отказаться от договора. Суды поддержали заказчика, а ВС РФ с этим не согласился.
Документ: Определение ВС РФ от 24.02.2022 № 308-ЭС21-20570 по делу № А63-8366/2020
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/vs-rf-razbiralsya-vozmozhen-li-odnostoronnij-otkaz-ot-goskontrakta/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Возможно ли списание заказчиком неустойки, начисленной по договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ?
Заказчик является бюджетным учреждением, работает на основании Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ.
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик, руководствующийся Законом N 223-ФЗ, вправе списать задолженность контрагента по договорам, заключенным в соответствии с этим Законом, по уплате неустоек в порядке, установленном его внутренними локальными актами.
Обоснование вывода:👇🏻
2.Организация является заказчиком по Закону N 223-ФЗ, автономное учреждение культуры, план закупок за 2021 год менее 250 млн руб. По п. 2 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 с 1 января 2022 года применять Положение обязаны любые лица, являющиеся заказчиками по Закону N 223-ФЗ и указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, кроме тех, которые сами являются субъектами МСП. Таким образом, с 1 января 2022 года организация обязана соблюдать обязательную долю СМП 20%. В 2021 году учреждение не подпадало под постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352.
❓Когда организация должна разместить первый отчет – информацию о годовом объеме закупки, которая размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС)? Должна ли организация 1 февраля 2022 года разместить в ЕИС отчет? Если изменения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, возникшим до 1 января 2022 года, значит ли это, что 1 февраля 2022 года для учреждений, не применявших постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, не возникает обязанности сдавать отчет?
Так как в приведенной ситуации обязанность осуществлять минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП возникла у заказчика только с 1 января 2022 г., соответственно, календарным годом, упомянутым в ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, является 2022 год. В таком случае отчет о закупках у субъектов МСП заказчик должен будут разместить не позднее 1 февраля 2023 года.
К сожалению, из формулировки ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не вполне понятно, включается ли день 1 февраля в период, предусмотренный для размещения отчета о закупках у субъектов МСП.
С одной стороны, учитывая формулировку “не позднее 1 февраля”, можно предположить, что заказчик вправе разместить отчет о закупках у субъектов МСП 1 февраля года, следующего за отчетным.
Однако необходимо учитывать, что согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Постановлением 1352, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, либо неразмещения указанного отчета в ЕИС положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. При этом, как указано в данной части, заказчик в таком случае, руководствуясь требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, помимо прочего, обязан осуществлять закупки у СМП, СОНО в соответствии с частями 1-3, 5-8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ 2013. При этом для целей указанной части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года.
Учитывая требования и формулировки ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, мы не исключаем, что используемая в ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ формулировка “не позднее 1 февраля”, фактически означает до 1 февраля. В таком случае размещение отчета о закупках у субъектов МСП 1 февраля года, следующего за отчетным, сопряжено с рисками.
К сожалению, официальных разъяснений и судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-o-razmeshhenii-otcheta-v-eis-po-223-fz/
Смотрим предыдущий👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 14.02.2022 по 20.02.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию