В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Установлены дополнительные требования к закупке медизделий путем проведения электронного запроса котировок
Документ: Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г. N 297
Подробнее👇🏻
2.При установлении дополнительных оснований закупок у единственного поставщика определен порядок их осуществления заказчиками
Опубликовано постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 “О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления”.
Подробнее👇🏻
3.Правила списания заказчиком неустоек теперь применяются к любым контрактам
В соответствии с действующей с 8 марта ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Документ: Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 340
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/pravila-spisaniya-zakazchikom-neustoek-teper-primenyayutsya-k-lyubym-kontraktam/
4.Скорректирован один из случаев в которых при заключении контракта по 44 ФЗ указываются формула цены и максимальное значение цены контракта
Опубликовано постановление Правительства РФ от 12.03.2022 г. N 350 с изменениями в постановление Правительства РФ от 13.01.2014 г. N 19 “Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта”.
Подробнее👇🏻
5.Решили временно оптимизировать госзакупки разнотипных медизделий
По Закону N 44-ФЗ при превышении определенной НМЦК в одну закупку нельзя объединить медизделия разных видов по номенклатурной классификации (Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620).
Правительство разрешило не применять это правило с 25 марта до 1 сентября 2022 года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 N 374
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/reshili-vremenno-optimizirovat-goszakupki-raznotipnyh-medizdelij/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
1.Алгоритм расторжения госконтракта, чтобы избежать включения информации о поставщике в РНП
Подробнее👇🏻
2.Списание и отказ от неустоек: новые требования правительства
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 340
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/spisanie-i-otkaz-ot-neustoek-novye-trebovaniya-pravitelstva/
3.Памятка – Обеспечение исполнения контракта с 1 января 2022 года
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/pamyatka-obespechenie-ispolneniya-kontrakta-s-1-yanvarya-2022-goda/
4.Закупки лекарственных препаратов и медизделий могут исключить из расчета годового объема закупок среди СМП и СОНО
Документ: Проект федерального закона N 84920-8
Подробнее👇🏻
5.Минфин дал разъяснения о неразмещении в ЕИС сведений о закупках подсанкционных компаний по 223-ФЗ
Минфин России опубликовал разъяснения по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц по №223-ФЗ в связи с изданием постановления Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 301, которым установлено, что сведения о закупках подсанкционных компаний не размещаются в ЕИС
Смотрим👇🏻
6.Минфин ответил на вопросы о неразмещении в ЕИС сведений заказчиками по Закону N 223-ФЗ, попавшими под санкции
Документ: Письмо Минфина России от 14 марта 2022 г. N 24-03-08/18813
Подробнее👇🏻
7.Какие лицензии и разрешения автоматически продлили на год
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/kakie-litsenzii-i-razresheniya-avtomaticheski-prodlili-na-god/
8.Минпромторг смягчит запрет на госзакупки различных медицинских изделий одним лотом
Документ: Проект постановления ID проекта 01/01/03-22/00125709
Подробнее👇🏻
9.Скорректированы правила заключения контрактов с единственным поставщиком в рамках размещения гособоронзаказа
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. N 408-р
Подробнее👇🏻
10.У исполнителей гособоронзаказа может появиться свой реестр недобросовестных поставщиков
В Госдуму внесен проект федерального закона № 87856-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ устанавливает особенности ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках гособоронзаказа.
Подробнее👇🏻
Минобрнауки России предлагает определить механизм закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика для сферы науки и высшего образования в условиях санкций.
Подробнее👇🏻
11.С 22 марта товары из ДНР и ЛНР приравнены к товарам из ЕАЭС при применении условий допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ.
Соответствующие изменения внесены в приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Документ: Приказ Минфина России от 5 марта 2022 г. N 30н
Подробнее👇🏻
С 22 марта изменят перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам
Подробнее
https://gkgz.ru/s-22-marta-izmenyat-perechni-inostrannyh-tovarov-s-usloviyami-dopuska-k-goszakupkam/
12.В КоАП РФ хотят ввести ответственность за нарушение правил нацрежима по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Для заказчиков с 1 января 2023 года предложили закрепить в КоАП РФ спецоснования для ответственности за нарушение правил нацрежима (с. 8 проекта).
Подробнее👇🏻
13.Разъяснен порядок корректировки цен контрактов, заключенных в соответствии с ч. 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ
Специалисты Минстроя России рассказали об особенностях порядка изменения цен контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Документ: Письмо Минстроя России от 1 марта 2022 г. N 7797-ИФ/09
Подробнее👇🏻
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с приложением необходимых документов согласуются с требованиями пункта 1, подпункта 1 пункта 3, пунктам 6, 7 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Стандарта осуществления закупочной деятельности, опубликованном на официальном сайте ФАС России 27.07.2015, направленным на предотвращение коррупции, недопущение конфликта интересов и других злоупотреблений.
Документ: Определение ВС РФ от 28.02.2022г № 307-ЭС21-29658 по делу № А56-45598/2020
Подробнее👇🏻
2.ВС РФ не дал антимонопольному органу ограничить требования к участникам закупки
Документ: Определение ВС РФ от 10.03.2022 г № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/vs-rf-ne-dal-antimonopolnomu-organu-ogranichit-trebovaniya-k-uchastnikam-konkursa/
3.ВС РФ: Банк несет ответственность за выдачу не принятой заказчиком гарантии по госконтракту
Если контракт по 44-ФЗ с победителем закупки не был заключен по причине несоответствия выданной банковской гарантии требованиям закона, и обязательства по гарантии не возникли, то у банка отсутствуют основания удержания денежных средств, уплаченных победителем закупки в качестве комиссии за предоставление банковской гарантии и такие денежные средства должны быть возвращены победителю закупки, т.к. они являются неосновательным обогащением.
❗️Банк является стороной, обязанной обеспечить соответствие условий гарантии требованиям Закона о контрактной системе. Даже отсутствие в согласованном сторонами тексте гарантии условий, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 45 Закона, само по себе не может быть поставлено в вину принципалу и, как следствие, влечь освобождение банка от ответственности, следует из постановления АС Московского Округа, поддержанного Верховным Судом.
Документ: Определение ВС РФ от 16 марта 2022 года №305-ЭС21-27454 по делу №А40-102220/2020.
Подробнее👇🏻
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Является ли товарная накладная по форме ТОРГ-12 документом о приемке товара в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ? Верно ли, что при проведении электронной процедуры на поставку продуктов питания оформляется только один документ о приемке?
📌По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанной в вопросе ситуации товарная накладная по форме N ТОРГ-12 не является надлежащим документом о приемке товара. Вместе с тем полагаем, что заказчик вправе предусмотреть в контракте условие об оформлении наряду с документом о приемке, сформированным с использованием ЕИС, иных сопроводительных документов, в том числе товарных накладных.
Обоснование позиции:👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-dokument-o-priemke-tovara-po-44-fz/
2.Заказчик планирует провести аукцион на оказание услуг по проведению санитарно-эпидемиологических исследований при осуществлении производственного контроля. Ввиду отдаленности нахождения заказчик самостоятельно забирает пробы воды и отвозит их в ближайший город (Петропавловск-Камчатский). Для того, чтобы на аукцион не выходили участники с материка (заказчик не может отвозить туда пробы), заказчик планирует включить в контракте условие о том, что санитарно-эпидемиологические исследования проводятся по месту нахождения исполнителя – в пределах Камчатского края.
Следует ли обосновывать это условие? Вправе ли заказчик ограничить территорию оказания услуг?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе определить в контракте условие о необходимом ему месте оказания услуг, в том числе ограничить место оказания услуг конкретным городом. При этом требования об определенном месте нахождения участника закупки заказчик предъявлять не вправе.
Обоснование вывода:👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-o-trebovaniyah-zakazchika-v-kontrakte-k-mestu-okazaniya-uslug/
3.Порядком одностороннего расторжения контракта предусмотрено направление сведений о поставщике в РНП в день вступления в силу решения заказчика о таком расторжении. Одновременно порядком ведения РНП предусмотрен другой срок — не позднее 3 рабочих дней с даты расторжения контракта, в том числе в одностороннем порядке. Таким образом, с одной стороны, заказчик должен направить сведения в РНП сразу в день вступления в силу решения о расторжении (в дату расторжения). С другой стороны, у заказчика есть на это 3 рабочих дня.
Существует ли противоречие между этими сроками? В какой срок заказчик все же обязан направить обращение о включении информации о поставщике в РНП?
📌Ответ:
Да, в рассматриваемом случае есть противоречие в сроках.
Обращение о включении в РНП в случае одностороннего расторжения контракта заказчиком должно быть направлено в день вступления в силу решения заказчика о таком расторжении.
Обоснование: 👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-o-sroke-napravleniya-obrashheniya-o-vklyuchenii-v-rnp/
4.Есть ли основания по Закону 44-ФЗ для изменения даты исполнения контракта?
Смотрим ответ 👇🏻
https://gkgz.ru/est-li-osnovaniya-po-zakonu-44-fz-dlya-izmeneniya-daty-ispolneniya-kontrakta/
Смотрим предыдущий 👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 9.03.2022 по 13.03.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию