Обязан ли заказчик устанавливать в извещении о закупке требование о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями ?

Обязан ли заказчик устанавливать в извещении о закупке требование о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями ?

Обязан ли заказчик устанавливать в извещении о закупке требование о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252»?

ОТВЕТ

В силу подп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252 (далее — Указ № 252) организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации запрещено совершать сделки с физическими и юридическими лицами, а также находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержден постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 (далее — ПП РФ № 851).

При этом п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ предусматривает такое единое требование к участникам закупок, как «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».

Можно предположить, что установление требований в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ автоматически предполагает в т. ч. и соответствие участника закупки Указу № 252, вследствие чего никаких других требований дополнительно устанавливать не нужно.

Однако Минфин России в письме от 09.06.2022 № 24-06-06/54846 изложил иное мнение, согласно которому заказчики должны устанавливать в извещении о закупке требования о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями, со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Контрольные органы активно пользовались подходом, который был предложен Минфином России в вышеуказанном письме, и признавали неправомерным отсутствие в извещении о закупке информации о запрете на осуществление сделок с лицами, находящимися под санкциями: см. решения Брянского УФАС России от 18.05.2022 по делу № 032/06/106-435/2022 (изв. № 0127300010622000039), Ростовского УФАС России от 05.07.2022 по делам № 061/06/42-842/2022, 061/06/42-844/2022 (изв. № 0358200028022000002), Дагестанского УФАС России от 27.07.2022 № 005/06/106-1373/2022 (изв. № 0103200008422002128), Ленинградского УФАС России от 25.07.2022 № 047/06/42-2117/2022 (изв. № 0845300009622000019), Якутского УФАС России от 26.06.2022 по делу № 014/06/51-1082/2022 (изв. № 0116300043822000009).

Однако в июле Минфин России изменил свою позицию, направив письмо от 20.07.2022 № 24-01-06/69926. Ведомство отметило, что запрет, предусмотренный Указом № 252, применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам, поставляющим закупаемые товаров, выполняющим закупаемые работ, оказывающим закупаемые услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ, указанного в п. 11 данной части.

При этом нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена обязательность указания в извещении о закупке конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и/или перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.

Выявление несоответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, на этапе рассмотрения заявок на участие в закупке, заключения контракта или его исполнения повлечет соответственно отклонение заявки участника закупки, его отстранение от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта или расторжение контракта на основании подп. «а» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Очень многие контрольные органы изменили свою позицию вслед за Минфином России: см. решения Омского УФАС России от 15.08.2022 № 055/06/48-676/2022 (изв. № 0152200004722001461), Ленинградского УФАС России от 11.08.2022 № 047/06/42-2307/2022 (изв. № 0145300010322000217), Новосибирского УФАС России от 11.08.2022 № 054/06/31-1373/2022 (изв. № 0151200006022000184), Краснодарского УФАС России от 11.08.2022 № 655/2022-КС по делу 023/06/99-3531/2022 (изв. № 0118300018722000523),  Центрального аппарата ФАС России от 11.08.2022 по делу № 28/06/105-2536/2022 (изв. № 0173100009522000095), Кабардино-Балкарского УФАС России от 11.08.2022 по делу № 007/06/42-542/2022 (изв. № 0104300000822000021), Новгородского УФАС России от 08.08.2022 № 053/06/31-412/2022 (изв. № 0350300003222000031), Ростовского УФАС России от 03.08.2022 № 061/06/49-1769/2022 (изв. № 0358300345322000013), Ханты-Мансийского УФАС России от 29.07.2022 № 086/06/33-1082/2022 (изв. № 0187300001222000323).

Разумеется, упоминание Указа № 252 и ПП РФ № 851 в извещении о закупке не будет являться нарушением. Более того, такое упоминание исключает риск того, что какой-либо контрольный орган признает действия заказчика нарушающими требованиям указанных нормативных правовых актов, поскольку контрольные органы некоторых регионов по-прежнему настаивают на необходимости упоминания Указа № 252 в извещении о закупке: см., например, решение Амурского УФАС России от 09.08.2022 по делу № 028/06/106-417/2022 (изв. № 0123300036822000026).

Приведем формулировку, которая не вызвала никаких нареканий со стороны контрольного органа (см. решение Якутского УФАС России от 03.06.2022 по делу № 014/06/49-757/2022 (изв. № 0816500000622008721).

«В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252», в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц. Представление информации или документов, подтверждающих о соответствии участника закупки вышеуказанному требованию, не требуются».

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Ольга Никитина.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...