Можно ли указать в описании объекта закупки, что остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 60 % общего срока годности, определенного производителем?

Можно ли указать в описании объекта закупки, что остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 60 % общего срока годности, определенного производителем?

Планируем закупить эндодонтические инструменты разных производителей. У всех товаров, предусмотренных спецификацией, неодинаковые сроки годности, при этом заказчик не владеет информацией о том, какой срок годности установлен на каждый из закупаемых товаров каждым из его возможных производителей. Можно ли в связи с этим установить требование о том, чтобы остаточный срок годности товара на момент поставки составлял не менее 60 % общего срока годности, определенного производителем?

Ответ

Как следует из ст. 473 ГК РФ, срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Конечно, при большом ассортименте закупаемых товаров с разными сроками годности заказчику удобнее всего установить требование к остаточному сроку годности в процентном отношении (например, «остаточный срок годности на момент поставки — не менее 60 % от срока годности, определенного производителем»).

Однако контрольные органы нередко признавали определение остаточного срока годности в процентном отношении ограничивающим конкуренцию, ссылаясь на позицию Центрального аппарата ФАС России.

Извлечение

Требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок. В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.

Вместе с тем в последнее время контролирующие органы все чаще не признают заказчиков нарушившими требования законодательства о контрактной системе при установлении ими остаточного срока годности в процентах.

Пример

Довод жалобы: остаточный срок годности товара (не менее 2/3 с момента выпуска) установлен ненадлежащим образом и ставит участников аукциона в неравное положение.

Возражение заказчика: срок годности товара установлен исходя из потребности заказчика, а также в соответствии с ГОСТ 32910-2014.

Правовая оценка УФАС: заказчик исходил из собственных нужд и потребностей, в связи с чем указание остаточного срока годности товара в процентах не относится к требованиям, ограничивающим конкуренцию, поскольку на рынке существует значительное количество производителей продукции, которые готовы выполнить данное условие. Указание остаточного срока годности продовольственного товара в процентах, равного для всех участников, в отсутствие доказательств того, что кто-либо не был допущен к участию в аукционе по этому основанию, не мог подать заявку и принять участие в аукционе, не является нарушением Закона № 44-ФЗ, которое привело или могло привести к установлению неравных условий для участников закупки либо ограничению их количества.

Кроме того, указанная позиция находит поддержку и в судах.

Пример аргументации

Законодательство РФ не устанавливает прямого запрета на установление остаточного срока годности в процентах, а также позволяет любому участнику закупки самостоятельно определить годность конкретно для своего товара, вне зависимости от того, какой срок годности определил производитель товара, что отвечает потребностям как заказчика, так и поставщика. Установление требования к остаточному сроку годности, выраженного в процентах, обусловлено нуждами заказчика (потребителей товара) и не может приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Таким образом, если вы готовы к возможным жалобам и судебным разбирательствам, то можете рискнуть установить остаточный срок годности в процентном отношении к основному сроку годности для всего ассортимента закупаемых товаров. Кроме того, рекомендуем узнать мнение по указанному вопросу контрольного органа, к компетенции которого относится осуществление контроля в отношении проводимых вами закупок.

Елена Чернюк, журнал ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...