Краткий правовой обзор законодательства по закупкам (с 24.05.2021 по 31.05.2021)

Краткий правовой обзор законодательства по закупкам (с 24.05.2021 по 31.05.2021)

Комитет по конкурентной политике Московской области выпустил краткий обзор законодательных инициатив, изменений в законодательстве. Тема – государственные (муниципальные) закупки. В документе также представлена судебная и арбитражная практика.

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. Постановление Правительства РФ от 24.05.2021 № 779 «О внесении изменения в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»

Дата опубликования 26.05.2021

Начало действия документа – 03.06.2021

С начала года действуют новые правила организованной перевозки группы детей автобусами. Среди прочего убрали требования к году выпуска автобуса, его оснащению тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Эти условия есть в доптребованиях, но их вступление в силу отсрочили до середины года. Чтобы привести доптребования в соответствие с законодательством, правительство решило не предъявлять их к участникам закупок услуг по организованной перевозке групп детей автобусами.

1.2. Постановление Правительства России от 19.05.2021 758  «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719» 

Уровень локализации в судостроении будет оцениваться по балльной системе 

Правительство РФ решило ввести механизм подтверждения производства продукции судостроения на территории России с использованием балльной системы.

Каждой категории комплектующих присваивается свой балл. При этом его величина определяется пропорционально стоимости и сложности оборудования.  Предусмотрено увеличение требований к локализации. Например, до 30 июня 2023 г. при строительстве судна на воздушной подушке необходимо набрать не менее 950 баллов, с 1 июля 2023 г. – 2 200 баллов, с 1 июля 2025 г. – 2 550 баллов.

1.3. Приказ Минэкономразвития России от 22.03.2021 № 131  «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221».

Дата опубликования 21.05.2021

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг (ч.1 ст.26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 был утвержден Перечень         товаров,      в           отношении которых      устанавливаются требования энергетической эффективности (далее – Перечень).

Конкретные требования энергетической эффективности для товаров по Перечню должно было установить Минэкономразвития России (п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221).

Теперь такие требования установлены, правда только для части товаров из перечня. С 18 ноября 2021 года заказчики должны устанавливать требования энергоэффективности при закупке товаров со следующими кодами ОКПД2:

27.11.23, 27.11.24, 27.11.25 — двигатели электрические асинхронные;

26.40.20 — телевизоры;

28.13 — насосы для воды;

27.51.15.110 — комнатные вентиляторы;

28.25.12 — кондиционеры воздуха.

Новшества не применяются в случае, когда продукция, отвечающая таким требованиям, будет несовместима с товарами заказчика.

1.4. Проект федерального закона №1178956-7 «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

25.05.2021 внесен в Государственную Думу.

В соответствии с законопроектом, подготовленным депутатами Госдумы, предлагается           предоставить           право          осуществления     закупок у единственного контрагента на основании п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ всем заказчикам без исключения. При этом планируется дополнить перечень изданий, которые заказчики могут закупать без проведения конкурентных процедур, сетевыми изданиями.

В настоящее время п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ распространяется только на закупки государственных и муниципальных образовательных организаций, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций.

1.5. Проект федерального закона № 1145363-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 26.05.2021 законопроект принят в первом чтении.

По Закону № 223-ФЗ руководитель заказчика, член комиссии по закупкам примут меры, чтобы при закупке не возникало конфликта интересов.

Членами комиссии не станут:

  • физлица с личной заинтересованностью в закупке;
  • участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
  • иные физлица из положения о закупке.

В Законе № 44-ФЗ уже есть перечень возможных участников конфликта интересов. Этот список уточнят. В частности, конкретизируют, какие органы управления юрлица — участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации.

За тем, чтобы не возникло угрозы конфликта интересов, проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы, члены комиссии по закупкам, контрактный управляющий.

1.6.  На сайте regulation.gov.ru размещен доработанный по результатам общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» Минфин  

Минфин разработал новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ

Минфин России разработал проект постановления Правительства РФ, устанавливающий с 1 июля 2021 года новые правила       ведения реестра недобросовестных поставщиков по Закону № 44-ФЗ.

Поправками предлагаются следующие изменения:

  • максимальная автоматизация документооборота с использованием ЕИС в сфере закупок при направлении заказчиком обращения в контрольный орган;
  • внедрение единых форм обращений и уведомлений;
  • формирование обращения заказчика о включении в реестр при уклонении победителя от заключения контракта одновременно с протоколом об уклонении. Это направлено на исключение злоупотреблений, при которых заказчик мог не информировать контрольный орган об уклонившемся от заключения контракта победителе;
  • закрепление оснований, при которых участник закупки, поставщик (подрядчик, исполнитель) не           могут          быть           включены контрольным органом в реестр;
  • введение порядка исправления технических ошибок, допущенных при ведении реестра. Теперь заказчик и участник закупки получат право направить такое обращение в контрольный орган, который обязан его рассмотреть не позднее 5 рабочих дней;
  • введение подробного порядка досрочного исключения информации из реестра в случае принятия соответствующего решения суда, а также в отношении лиц, которые не могли оказывать влияние на действия поставщика (подрядчика, исполнителя), приведшие к его включению в реестр;
  • закрепление подведомственности рассмотрения документов, что позволит всем участникам правоотношений однозначно определить орган, уполномоченный на прием и рассмотрение документов.

1.7.  Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2021 46 «О внесении изменений в приложение № 1 к Правилам определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (документ не вступил в силу) 

Подтверждаем страну происхождения тракторов для сельского хозяйства в целях закупок

Совет ЕЭК уточнил перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государства – члена ЕАЭС, в целях закупок. Включены условия и операции в отношении прочих тракторов для сельского хозяйства (из позиции 8701 ТН ВЭД ЕАЭС). Вводится балльная система оценки локализации производства в отношении данных и некоторых иных товаров. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты опубликования.

1.8. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 28 апреля 2021 г. № 25-3/797 Об определении начальной цены единицы медицинского изделия

Минздрав разъяснил, как определяется НМЦК на закупку медизделий по 44-ФЗ

Начальная цена единицы медизделия определяется без учета НДС на основании информации, полученной в том числе от организаций на УСН. При этом НМЦК рассчитывается с учетом НДС (если применимо для закупаемого медизделия). При установлении НМЦК заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи. Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить.

1.9. Письмо Минфина России и Минпросвещения России от 25.05.2021  № 24-0506/40032 и № АН9420 по вопросу организации питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Выпущено разъяснение по госзакупкам в сфере питания школьников

В документе разъяснены четыре вопроса.

  1. О выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  2. О заключении долгосрочных контрактов, в том числе на оказание услуг по организации питания и (или) поставку пищевых продуктов.
  3. О закупке продуктовых наборов, предоставляемых обучающимся, переведенным на дистанционное обучение ввиду санитарно-эпидемиологической ситуации, взамен горячего питания за счет средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации госпрограмм субъектов РФ, предусматривающих мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях субъекта РФ (муниципальных образовательных организациях), в рамках реализации госпрограммы РФ «Развитие образования».
  4. О включении в контракт на оказание услуг по организации питания условия об обязанности исполнителя обеспечить обучающихся, переведенных на дистанционное обучение ввиду санитарно-эпидемиологической ситуации, продуктовыми наборами взамен горячего питания.

1.10. Поручение Правительства РФ от 24.05.2021 «Решения по итогам выступления в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах деятельности за 2020 год»

12 мая 2021 года Михаил Мишустин выступил в Государственной Думе с ежегодным отчетом о результатах деятельности Правительства Российской Федерации.

По итогам даны поручения в том числе Минфину России представить в Правительство Российской Федерации предложения по доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регулирующего отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами, предусмотрев возможность закупки товаров, работ, услуг без проведения конкурентных процедур у взаимозависимых лиц в случаях, если такие закупки направлены на обеспечение единого технологического цикла производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и (или) если указанные лица находятся под зарубежными санкциями. Проработать также вопрос о сертификации такой продукции.

Срок – до 24 мая 2021 года.

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Мишустин поручил до 2 августа утвердить отраслевые планы импортозамещения 

«Минпромторгу России, Минэнерго России, Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями актуализировать и утвердить отраслевые планы импортозамещения», – говорится в решениях по итогам отчета кабинета министров в Госдуме.

Ведомствам необходимо будет доложить о результатах в кабмин, срок определен до 2 августа 2021 года.

Также Минпромторгу вместе с Минфином и Минэкономразвития следует «проработать с Госдумой предложения о дополнительных мерах государственной поддержки импортозамещения и в установленном порядке представить их в правительство РФ». На выполнение этой задачи отведен срок до 15 июля 2021 года.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/11452137  

2.2. Госкомпаниям усложнят закупку иностранных IT-решений

Правительство к осени подготовит законопроект, который осложнит госзаказчикам закупку зарубежного ПО и оборудования, рассказал директор «Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух. Документ, по его словам, введет в тендеры обязательную процедуру рассмотрения обоснований о невозможности закупки российских решений. Анализировать их мог бы экспертный совет при правительстве, а по тендерам дороже 1 млрд руб.— проверять специальная комиссия для контроля и анализа госзакупок в области ПО и электроники, уточнил Илья Массух.

Разработка законодательных изменений в «процедуры согласования закупки зарубежного ПО и оборудования, а также ответственность органов власти и отдельных видов юридических лиц за ее нарушение» предусмотрены так называемым вторым пакетом мер поддержки IT, который сейчас находится на согласовании правительства. В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко лишь подтвердили, что мера рассматривалась в рамках «второго пакета», работа над которым продолжается.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4825931

2.3.  Правительство РФ сформировало новый пакет поддержки МСП

21 апреля 2021 г. в послании Федеральному собранию РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ в течение месяца разработать программу дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Первый вицепремьер Андрей Белоусов провел специальное совещание с кабмином и бизнессообществом о новом пакете стимулирования МСП. В секретариате заместителя премьера сформулировали ключевые акценты дополнительного пула инструментов.

«Комплекс мер поддержки МСП может быть направлен на поддержку начинающих предпринимателей и молодежного предпринимательства, поддержку роста предприятий малого и среднего бизнеса, создание для них новых рыночных возможностей, поддержку зрелых компаний, снижение административной нагрузки при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также создание цифровой экосистемы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», – сообщили там.

В перечень мер поддержки вошли в числе прочего:

  • повышение обязательной квоты на закупки у МСП для государственных заказчиков с 15 до 20%. Аналогичная квота для госкомпаний увеличится с 20 до 30%;
  • послабления в сфере контрольно-надзорной деятельности. Например, за впервые выявленные нарушения МСП предлагается не штрафовать;
  • создание цифровой платформы, которая агрегирует все меры поддержки МСП и в автоматическом режиме сможет определить, на какие инструменты предприниматель вправе претендовать.

Источник:   https://iz.ru/1168451/dmitriigrinkevichekaterinavinogradova/mervampravitelstvosformirovalonovyipaketpodderzhkimsp  

Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова представила «оптимизационный» законопроект на открытии первого дискуссионного клуба «MOS.Эксперт».

«Наша задача – расширить возможности МСП для участия в закупках».

В ходе выступления она отметила, что положения законопроекта завершают процесс перевода закупок полностью в электронную форму. «Электронный документооборот в рамках оптимизационного законопроекта получает дальнейшее развитие и предусматривает максимально возможную автоматизацию всех процессов. Это в том числе и акты приёмки, автоматизация которых теперь будет распространяться на всей территории РФ», – добавила Татьяна Демидова.

Помимо      этого,          директор     Департамента           подчеркнула, что также предусматривается норма об увеличении квоты осуществления закупок среди субъектов МСП до 30%. «Среди субъектов, зарегистрированных в ЕИС, более 80% – субъекты малого предпринимательства, поэтому мы не видим никаких рисков в этой части», – уточнила Татьяна Демидова.

На данный момент доработанный законопроект находится в Правительстве РФ.

«Мы ожидаем, что поправки ко второму чтению получат одобрение и будут внесены в Госдуму в самое ближайшее время. Таким образом мы сможем выполнить то обязательство, которое взяли на себя – обеспечить принятие законопроекта в весеннюю сессию», – уточнила директор Департамента.

Источник: https://minfin.gov.ru/ru/presscenter/?id_4=37497

t.p._demidova_nasha_zadacha__rasshirit_vozmozhnosti_msp_dlya_uchastiya_v_zakupkakh

2.4.  Госзаказчики могут получить право закупать услуги конкретных СМИ без проведения конкурентных процедур

Госзаказчики могут получить право закупать услуги конкретных СМИ без проведения конкурентных процедур, следует из проекта поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), внесенного на рассмотрение Госдумы группой депутатов.

В действующей редакции закона оговаривается, что только некоторые госзаказчики могут закупать услуги СМИ как единственного поставщика. Это очень узкая группа: речь идет об образовательных и научных организациях, а также библиотеках. Причем эта норма распространяется только на печатные и электронные СМИ, в отношении сетевых она не применяется.

Новый законопроект, по словам одного из авторов поправок, депутата Антона Гетты, призван устранить элемент формализации закупок: действующее регулирование фактически исходит из того, что продукция одного СМИ может безболезненно заменять продукцию другого. «Закупая информационную продукцию и услуги СМИ, государственный заказчик имеет цель – получение продукции и услуг конкретных, необходимых ему изданий. Поскольку у каждого авторитетного СМИ собственная редакционная политика, свой пул авторов, экспертов, аналитиков, набор освещаемых тем, продукция другого СМИ не может считаться равноценной заменой», – пояснил Гетта.

Требование проводить конкурентные закупки услуг СМИ дает недобросовестным поставщикам возможность фактически продавать чужой контент по заниженным или демпинговым ценам, что дестабилизирует работу профессиональных медиа, а заказчикам не позволяет приобретать материалы у первоисточника, отметил гендиректор Ассоциации профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок Георгий Сухадольский.

Законопроект предусматривает, что все госзаказчики смогут закупать услуги конкретных СМИ (при наличии у них исключительных прав или исключительных лицензий) как у единственных поставщиков. Эту норму предлагается распространить не только на печатные и электронные средства массовой информации, но и на сетевые.

«С развитием информационных технологий все больше традиционных печатных изданий и средств массовой информации переводится в электронные формы, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. – Ежегодно растет доля сетевых изданий. При этом в силу уникальности таких изданий более широкому кругу государственных и муниципальных заказчиков требуется закупка большого ряда периодических изданий различных наименований».

По словам Гетты, проект закона был одобрен экспертно-консультативным советом фракции «Единая Россия» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Реализация законопроекта не потребует расходов федерального бюджета, добавил автор документа.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2147

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.

 3.1.  Арбитражный      суд    Челябинской области в очередной раз подтвердил: неисполнение контракта подрядчиком не является безусловным основанием для включения в РНП.

Челябинским УФАС России в ноябре 2020 года принято решение об отказе МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа во включении сведений об  ООО «Зеленый мир», его учредителе и директоре, в Реестр недобросовестных поставщиков.

Между заказчиком и подрядчиком в июне 2020 года заключен контракт на выполнение работ по реконструкции западного двухэтажного крыла здания школы по цене 2,6 млн.

В связи с неисполнением подрядчиком обязательств принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При рассмотрении дела антимонопольным органом установлено, что в процессе выполнения работ по контракту подрядчиком выявлены существенные недостатки в ПСД, препятствующие выполнению работ по контракту. Заказчик не оспаривал существенность выявленных в документации недостатков, соглашался практически со всеми замечаниями и техническими решениями подрядчика.

Договор на оказание услуг по стройконтролю заключен заказчиком только через месяц после начала работ.

Акты промежуточной приемки ответственных конструкций подписаны организацией, осуществляющей строительный контроль, без замечаний, однако, акты выполненных работ заказчиком не подписаны.

Кроме того, контракт расторгнут по инициативе подрядчика в одностороннем порядке ранее решения заказчика.

Заказчиком ни на заседании комиссии антимонопольного органа, ни суду не представлено доказательств существенности нарушений в действиях подрядчика.

21.05.2021 суд подтвердил правомерность выводов антимонопольного органа об отсутствии недобросовестности в действиях подрядчика, влекущей необходимость применения к Обществу специальной меры в виде включения в РНП.

Источник: https://chel.fas.gov.ru/news/32427

3.2. Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2021 N 309ЭС215790  по делу № А6017527/2020

ВС РФ: госзаказчик незаконно не учел протокол разногласий — оснований для включения в РНП нет

Победитель закупки вовремя направил заказчику протокол разногласий к проекту контракта. В нем он указал, что не может ознакомиться с контрактом, поскольку файл не открывается, и просил представить корректный файл. Победитель подтвердил это распечаткой из ЕИС.

Заказчик не стал рассматривать протокол и признал победителя уклонившимся:

  • протокол не отвечал требованиям Закона № 44-ФЗ. В нем не указано, какие положения проекта контракта не соответствуют документации, извещению о закупке или заявке. Заказчик не вправе принимать такой протокол;
  • подписанный контракт и его обеспечение не направлены.

Контролеры и суды не нашли оснований для включения победителя в РНП и посчитали действия заказчика незаконными. Тот обязан был обработать протокол и принять одно из решений:

  • внести изменения в проект контракта;
  • повторно направить победителю первоначальный контракт.

Суды также отметили:

  • нечитаемый файл с проектом контракта не позволяет ознакомиться с ним, направить возражения при их наличии и подписать его;
  • в поведении победителя нет недобросовестности. То, что он затягивал сроки подписания контракта, не доказано. Из протокола ясно, что победитель хотел заключить контракт после ознакомления с его условиями.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Если разногласия посчитают необоснованными, победителя могут признать уклонившимся.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...