Какие ошибки допускают заказчики при описании объекта закупки

Какие ошибки допускают заказчики при описании объекта закупки

Заказчики при описании объекта закупки допускают нарушения. Отшлифовать навык и правильно заполнять ТЗ сейчас важно как никогда. Все ошибки транслируются в цифровой контракт, и исправить их затруднительно. В статье найдете свежие примеры из практики ФАС, когда действия заказчика признали неправомерными.

Не заполнить характеристики в цифровом ТЗ и отклонить участника

Заказчик проводил электронный аукцион на поставку мебели офисной. Подано семь заявок, все заявки отклонены, в том числе в связи с непредставлением сведений о характеристиках товара 2, 3, 4. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика, заявка жалобщика отклонена из-за несоответствия информации требованиям, которые предусмотрены в извещении (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). В заявке участник не указал сведения о характеристиках товара 2, 3, 4, а также не представил сведения о дополнительных характеристиках по всем позициям.

Комиссия УФАС установила, что заказчик при размещении структурированного извещения для товаров 2, 3, 4 не указал характеристики объекта закупки в структурированной форме, что привело к невозможности сформировать заявку с указанными товарами. Комиссия пришла к выводу, что заказчик нарушил пункт 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Жалобу признали обоснованной, в действиях аукционной комиссии выявили нарушения подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона № 44-ФЗ.

Документ: решение Ленинградского УФАС от 11.03.2024 по делу № 047/06/49-473/2024

Устанавливать требование о соответствии и ограничивать конкуренцию

Заказчик проводил аукцион на поставку одноразовых медицинских инструментов для хирургических вмешательств. НМЦК 2 170 124 руб. В УФАС поступила жалоба на положения извещения. По мнению заявителя, заказчик нарушил правила описания объекта закупки. Он требовал, чтобы характеристики рукоятки соответствовали товару конкретного производителя — «Ethicon/Johnson & Johnson» и не предполагали поставку эквивалента. При этом не были указаны параметры, по которым оборудование должно быть совместимо с генераторами электрохирургическими ультразвуковыми «GEN 11» модуль «Harmonic», которые уже есть у заказчика.

Заказчику необходимо было поставить насадку рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования, позиция КТРУ 32.50.50.190-00000078. Позиция не содержала характеристик товара, и заказчик подготовил описание объекта закупки по правилам статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Комиссия УФАС признала требование о соответствии неправомерным, поскольку оно ограничивает количество участников закупки. Заказчик должен был установить требование о совместимости с генератором электрохирургическим ультразвуковым «GEN 11» модуль «Harmonic», который закуплен ранее. Жалобу признали обоснованной. Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Документ: решение Чувашского УФАС от 23.05.2024 по делу № 021/06/33-375/2024

Путать графы в ТЗ и в результате закупать товар по завышенной цене

Заказчик опубликовал извещение на поставку хозяйственных товаров — туалетной бумаги, зубных щеток и щеток для пола. Но в техзадании перепутал столбцы. Информацию о количестве указал там, где нужно было разместить данные о стоимости единицы. В итоге получил цену за рулон бумаги 2000 руб. При этом в расчете НМЦК все было верно. Заказчик увидел ошибку при подведении итогов запроса котировок, сыграл на опережение и самостоятельно обратился в УФАС, чтобы отменить итоги закупки и изменить данные в извещении.

Из-за технической ошибки заказчику дали возможность переделать ТЗ. Контролеры пришли к выводу, что информация в извещении действительно некорректная. Рулон туалетной бумаги не может стоить 2000 рублей. Заказчик неумышленно перепутал стоимость и количество. Комиссия УФАС отменила итоги закупки и обязала заказчика изменить извещение.

Документ: решение Ленинградского УФАС от 21.09.2023 № 047/10/99-2896/2023

Объединять в один лот услуги и поставку товара

Заказчик проводил аукцион. В рамках одной закупки объединил услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов классов «Б» и «В» и поставку холодильно-морозильного оборудования, оборотной тары и одноразовой тары для накопления медицинских отходов. В закупке установил код ОКПД2 38.12.11.000 «Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов». Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика, на участие поступило пять заявок, все признаны соответствующими и допущены к участию.

Комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик неправомерно объединил в один лот услуги и поставку товара. Поскольку они функционально и технологически не связаны между собой. Такие действия ограничивают количество участников закупки (письмо ФАС от 27.12.2022 № ПИ/117065/22).

Заказчик не использовал при описании объекта закупки позиции КТРУ, которым соответствовал товар. Описание объекта закупки составлено с нарушениями требований постановления Правительства № 145. В КТРУ включены позиция 21.20.23.199-00000068 «Пакет для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов» и позиция 32.50.50.190-00001194 «Емкость для сбора колюще-режущих медицинских отходов».

Заказчик нарушил часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 23, пункты 1–2 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33 № 44-ФЗ. Нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Документ: решение Краснодарского УФАС от 08.05.2024 № 457/2024 по делу № 023/06/33-2262/2024

Устанавливать требования к месту оказания услуг

Заказчик проводил электронный аукцион на оказание услуг по лабораторным исследованиям в 2024 году. В описании объекта закупки установил требования к месту оказания услуг: по месту нахождения лаборатории исполнителя на территории Ставропольского края.

Требования к условиям оказания услуг: материал для исследования исполнитель забирает в течение двух дней согласно заявке заказчика. Результаты исследований доставляются силами и средствами исполнителя на электронную почту и на бумажном носителе в течение пяти рабочих дней. В течение шести часов от момента доставки материала должно быть начато выполнение исследования.

Сроки выполнения исследований — в соответствии с утвержденной методикой выполнения исследования. Оказание услуг включает в себя забор материла для исследования и выполнение лабораторных исследований в соответствии с утвержденной методикой.

Участник подал жалобу, что установленные требования к месту оказания услуг приводят к ограничению конкуренции. Участники из других регионов, вероятно, смогут выполнить услуги в установленные сроки.

Комиссия УФАС установила, что требование о наличии у исполнителя лаборатории на территории Ставропольского края нарушает положения части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Также не допускается включать в описание объекта закупки требования к качеству и техническим характеристикам ТРУ. Жалобу признали обоснованной, заказчику выдали предписание.

Документ: решение Ставропольского УФАС от 20.02.2024 по делу № 026/06/106-341/2024

Наталья Купцова, ведущий редактор электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...