Неравнодушных к происходящему в своей стране граждан становится все больше. Технологические возможности расширяются. Но как взаимодействуют госзаказчики с «простыми смертными» в ответ на их запросы? В этой статье мы постарались понятным языком познакомить читателей с их законными возможностями и правами в сфере госзакупок.
В начале 2014 года была создана Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). Связано это было с принятием Закона о контрактной системе (44-ФЗ).
Помимо единства размещения госзаказов и попыток развития здоровой конкуренции, 44-ФЗ был принят для обеспечения полной прозрачности и открытости всей закупочной информации, для предоставления закупщикам полной информации и защиты от недобросовестных исполнителей.
Однако самым важным достижением стала доступность информации для обычных граждан, пользователей системы.
Статья 102 Федерального закона закрепляет: «Граждане и общественные объединения, и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля».
Простыми словами, граждане имеют полное право и возможность знать, что происходит в госзакупках. Подробнее о независимом мониторинге — общественном контроле — можно найти в статье 102.
По большому счету, понять, как работают госзакупки, стало проще с принятием 44-ФЗ. Теперь, зайдя на сайт ЕИСа, можно увидеть все открытые госзакупки, а также необходимые документы – приёмка, оплата. До недавнего времени можно было посмотреть участников закупок, сейчас только победителя. Пользователи ЕИС в любое время могут ознакомиться с результатами исполнения госконтрактов, направить заказчику запрос.
Фактически граждане могут принять участие в независимой приемке и оценить результат работ.
Помимо прочего, зарегистрированным на этом же портале можно подать жалобу, если были замечены какие-либо нарушения в документации, проведении закупки. Если закрались сомнения в целесообразности закупаемого (такие случаи тоже бывают, например, государственные закупки техники Apple или новеньких BMW для чиновников), можно подать заявление на проведение внеплановой проверки. Контрольный орган её проведет.
На официальном сайте можно найти другие жалобы, результаты внеплановых проверок, ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков и увидеть количество поданных заявок.
Но в чем несовершенство Сорок Четвертого? Если обратиться к форумам и почитать обсуждения, можно услышать много мнений и замечаний. Конечно, 44-ФЗ шире 94-ФЗ: в отличие от предшественника он обязывает заказчика разрабатывать и предусматривать план-график, обосновывать НМЦК (начальную (минимальную) цену контракта) и создавать такие ТЗ, которые бы не могли ограничить конкурентоспособность среди участников. Но, к сожалению, даже спустя восемь лет с момента принятия Закона на портале достаточно часто встречаются жалобы, связанные как раз с ограничением конкурентной среды (так называемые заточки под конкретных поставщиков).
О том, как обычным гражданам распознавать «заточки» и возможно ли бороться с ними прокомментировал руководитель госзаказа Санкт-Петербурга Александр Жемякин. Главным выводом стало то, что вычислить такие «заточки» практически невозможно, особенно в узкоспециализированных областях, однако попытаться всегда можно.
Итак, ключевыми достижениями именно Сорок Четвертого стало обеспечение полной открытости документооборота в сфере закупок и исключение вариантов сотрудничества заказчиков с недобросовестными поставщиками. Для этого был расширен контроль в сфере закупок, субъектом которого (контролёрами) стали граждане (ст. 102).
Безусловно, «вечно» меняющийся 44-ФЗ нельзя назвать безупречным, но изначальное стремление законодателя сделать закупочный процесс прозрачнее и доступнее для граждан – простых обывателей, заслуживает одобрения.
Дело за малым, чтобы граждане активнее стали пользоваться своим правом на осуществление гражданского контроля государственных закупок.
Дмитрий Доброштан