Картели, учитывая их противоправность и высокий уровень латентности, не могут быть объектом полномасштабного экономико-статистического исследования в режиме реального времени. Об этом заявил заместитель начальника управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Мухамед Хамуков, выступая 7 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции «Правовые и экономические вопросы оценки состояния конкуренции на товарных рынках»
Экономические и математические оценки картелей приходится проводить постфактум на основе решений антимонопольных органов или судов. Однако, и в этих случаях говорить о большом массиве данных не приходится.
Экономический инструментарий может быть применен на всех этапах расследования картелей. «Для этого нам достаточно дефрагментировать процесс доказывания и посмотреть, как и где могут быть использованы такие инструменты. При этом важно не путать экономический анализ с формализованным анализом состояния конкуренции по Приказу № 220. Это разные исследования, и они только дополняют друг друга».
Спикер продемонстрировал возможности прогнозирования картелей с использованием экономических, статистических и математических инструментов и привел авторскую методику выявления картелей на рынках.
В частности, для анализа могут быть использованы 15 достаточно устойчивых параметров, в их числе динамика рынка, динамика изменения рыночных долей компаний, скачок доходов, количество продавцов и покупателей на рынке, уровень концентрации, барьеры входа на рынок и другие. Данные параметры были подобраны после анализа более 600 решений о картелях за последние пять лет.
М. Хамуков выделил три подхода, для каждого из которых существует своя специфика использования экономических инструментов уже в ходе рассмотрения дел о картелях:
- Картели на товарных рынках, которые могут не привести к запрещенным законом последствиям.
«Для их доказывания нужны преимущественно прямые доказательства либо их совокупность, из которых явно видно, каков предмет этого соглашения. Роль экономических методов тут минимальна – доказать, что соглашение не привело к запрещенным последствиям»,
– сообщил Мухамед Хамуков.
- Картели, которые приводят к запрещенным законом последствиям.
«Экономический анализ здесь применим к доказыванию того, наступили ли последствия в виде поддержания цен, раздела рынка или прекращения производства товара»,
– полагает замначальника Управления по борьбе с картелями.
- Картели на торгах.
«Сговоры на торгах могут быть доказаны и достаточной совокупностью косвенных доказательств. Экономический анализ может быть применим в качестве косвенного доказательства, опровергающего, например, доводы ответчиков о невозможности снижения цены на торгах»,
– пояснил Мухамед Хамуков.
Он подчеркнул, что экономический, статистический или математический анализ может показать невозможность сложившейся на рынке ситуации в обычных рыночных условиях. Он также может доказать или опровергнуть наличие возможных вредных последствий соглашения, например, установление цен или раздел товарного рынка.
Решение о привлечении к ответственности за создание картеля может быть вынесено на основании совокупности прямых и (или) косвенных доказательств, в том числе полученных и с помощью экономического, статистического или математического анализа обстоятельств.
Мухамед Хамуков поделился опытом ФАС России в рассмотрении ряда дел и применении экономического анализа при доказывании картельного сговора.
Он также обратил внимание участников на риски использования полученных результатов, к которым относится прежде всего возможность неоднозначного толкования.
«Данные экономического, математического или статистического исследования могут быть интерпретированы одновременно и как свидетельством сговора компаний, параллельного поведения, а также могут являться случайным стечением обстоятельств. Поэтому в основу вывода о нарушении антимонопольного законодательства должны быть положены прямые доказательства либо необходимая совокупность косвенных доказательств, среди которых могут быть и данные, полученные этими методами», – заключил представитель ФАС.