Чем отличается госконтракт от договора

Чем отличается госконтракт от договора

Госконтракт и договор — термины, с которыми мы часто сталкиваемся в торгах. Кажется, что это синонимы, но в закупках есть четкое разделение понятий. Разберемся, чем контракт и договор принципиально отличаются друг от друга.

Особенности заключения госконтракта

Что такое госконтракт

Государственный контракт (госконтракт) – это соглашение между поставщиком и органами власти федерального, регионального или муниципального уровней. Это прямо сказано в ст. 3 федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), который регулирует закупочную деятельность госзаказчиков.

Бюджетные учреждения и госкорпорации заключают контракты, а не государственные контракты (ст. 3 44-ФЗ).

Способ отбора поставщика (на конкурсной основе или без проведения тендера) не влияет на то, какой документ будет подписан при заключении сделки — госконтракт или контракт. Порядок заключения таких соглашений одинаковый, различий в форме и содержании документов тоже нет.

Разница только в цели их подписания: госконтракты заключают, чтобы обеспечить потребности государства, а контракты — для закрытия потребностей конкретной организации.

Как составляют госконтракт

Заказчики составляют проект госконтракта на основе типовых форм — типовых условий контракта или рекомендованных образцов. Проект прикладывают к извещению и публикуют в единой информационной системе (ЕИС) и на торговых площадках (ЭТП). В закрытых процедурах, если тендер содержит секретные сведения, проект госконтракта не выкладывают в публичный доступ. В закупках, где заказчик выбирает поставщика без проведения тендера путем переговоров, проект госконтракта также не выкладывают в ЕИС и на ЭТП. Исключение — закупки в электронных магазинах.

Проект госконтракта в едином агрегаторе торгов (ЕАТ) «Березка»

Формы типовых условий контракта утверждены приказами вышестоящих ведомств. Если закупка попадает под условия такого приказа, то обязательно нужно использовать утвержденную форму (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ). Например, если заказчик проводит тендер на регулярные пассажирские перевозки, форму госконтракта придется брать из приказа Минтранса № 482 от 29 декабря 2018. Подписывать госконтракты на закупку транспортных услуг по другой форме заказчикам запрещено.

Типовые условия контрактов можно посмотреть на сайте ЕИС в разделе « Библиотека типовых контрактов ».

Типовые контракты в ЕИС

Если предмет закупки не попадает под правила обязательных типовых форм, заказчик разрабатывает форму проекта госконтракта самостоятельно. Обычно за основу берут образцы, которые заказчикам рекомендуют вышестоящие инстанции.

Некоторые госкомпании используют также и типовые формы контрактов. Ранее Правительство обязывало госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» применять типовые формы, если компании заключали контракты по 44-ФЗ. Это регулировалось постановлением Правительства № 606 от 02 июля 2014. С 1 января 2022 года постановление утратило силу, но приказы госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» продолжают действовать. Например, в тендерах на закупку услуг по обращению с радиоактивными отходами Госкорпорация «Росатом» по-прежнему использует типовую форму контракта.

Какие положения включают в госконтракт

Требования к содержанию госконтракта указаны в ст. 34 44-ФЗ. Госконтракт заключают на условиях из извещения и с учетом сведений из заявки участника закупки.

Госконтракт содержит положения о:

  • сроках и правилах оплаты;
  • порядке приемки;
  • гарантийных обязательствах;
  • сроке и порядке возврата обеспечения;
  • неизменности цены в течение всего срока оказания услуг (исключения указаны в ст. 95 44-ФЗ);
  • ответственности сторон;
  • правилах начисления штрафов и пеней с учетом правил, которые утверждены правительством (ПП № 1042 от 30 августа 2017);
  • графике выполнения работ, если срок их выполнения больше трех лет, а стоимость превышает 100 млн рублей;
  • иных особенностях, которые предусмотрены статьей 34 44-ФЗ.

Дополнительно заказчики могут включить в госконтракт разделы о возможности одностороннего отказа и удержания неустойки из оплаты за поставленный товар.

Заказчики готовят проект госконтракта строго по правилам 44-ФЗ и не меняют содержание документа по своему личному усмотрению. Сроки оплаты поставщикам также строго регламентированы контрактным законодательством — об этом мы писали ранее.

В какие сроки заключают госконтракт

Госконтракт заключают по итогам тендеров или в закупках без проведения конкурсных процедур. Порядок заключения контракта строго регламентирован 44-ФЗ. Например, контракт по итогам электронных торгов заключают по такой схеме (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  • два рабочих дня дается заказчику, чтобы сформировать проект госконтракта в ЕИС;
  • пять рабочих есть у поставщика на его подписание;
  • два рабочих остается заказчику, чтобы подписать контракт со своей стороны.

В общей сложности подписание контракта занимает до девяти рабочих дней, если участник не выставил протокол разногласий. Схема с протоколом разногласий затянет процесс на три рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ).

В запросе котировок в электронной форме сроки заключения гораздо короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ):

  • три часа у заказчика, чтобы подготовить проект контракта,
  • за один рабочий день поставщик должен его подписать,
  • один рабочий день у заказчика на подпись с его стороны.

Нарушать эти сроки нельзя. Поставщика, который не подписал госконтракт вовремя, заказчик сочтет уклонившимся и внесет сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это закроет фирме доступ к госзаказу на два года. Если срок нарушит заказчик, его ждет штраф по статье 7.32 КоАП — 50 тыс. рублей.

Можно ли вносить изменения в госконтракт

Условия изменения госконтракта прописывают в самом соглашении. Они не должны противоречить нормам закона. Если документ не предусматривает возможность изменений, внести их не удастся. В этом случае заказчик и поставщик подписывают соглашение о внесении изменений в госконтракт.

Основания, по которым можно менять условия госконтракта, изложены в статье 95 44-ФЗ. Вот наиболее частые причины:

  • увеличение или уменьшение количества товара, но не более чем на 10%;
  • изменение действующих тарифов;
  • сокращение госбюджета;
  • предмет соглашения — коммунальные услуги, обслуживание здания, юридические услуги по представительству за рубежом или услуги по лечению граждан за пределами России;
  • изменение сроков отдельного этапа в пределах общей длительности выполнения работ.

Также 44-ФЗ допускает изменение долгосрочных госконтрактов, соглашений на проведение строительных и научно-исследовательских работ (НИР), контрактов жизненного цикла — при соблюдении условий из ст. 95 44-ФЗ. Например, изменение цены НИР или длительности исполнения такого контракта допустимо не более чем на 30%. Обязательные условия:

  • письменное обоснование причин, по которым исполнить контракт без изменений невозможно, и доказательства того, что эти причины не зависят от заказчика и поставщика;
  • соответствующее решение властей.

Что делать, если подорожали стройматериалы, разъясняет ПП № 1315 от 9 августа 2021: в госконтракт разрешено вносить правки по п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112, если заказчик внесен в список из постановления и параметры правок сходятся с установленными условиями.

8 марта 2022 статью 112 44-ФЗ дополнили частью 65.1, которая допускает изменение госконтракта по причинам, которые не зависят от сторон сделки. Например, если выполнить условия контракта на прежних условиях невозможно из-за внешних санкций. В этом случае основанием послужит решение органов власти.

Форс-мажор избавит поставщика по госконтракту от начисления неустойки, но не приведет к изменению условий соглашения, если причины не сходятся с основаниями из ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Подтвердить факт форс-мажора поможет Торгово-промышленная палата.

Особенности заключения договора

Что такое договор

Термин «договор» используют в тендерах компаний с госучастием, которые регулирует федеральный закон «О закупках отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Закон не разъясняет, что такое договор, но применяет этот термин ко всем соглашениям, которые заключены по 223-ФЗ.

Определение договора можно найти в Гражданском кодексе. В статье 420 ГК сказано, что договор — это соглашение между несколькими участниками сделки, где закреплены их права и обязанности.

Договоры заключают, чтобы обеспечить нужды компаний, а не закрыть потребности государства.

Как составляют договор

Госкомпании, которые заключают договоры по 223-ФЗ, разрабатывают формы соглашений самостоятельно и включают их в распорядительные документы. Например, некоторые компании ежегодно обновляют и утверждают новые образцы договоров. Обязанность применять эти формы прописывают в положении о закупках.

Выдержка из положения о закупке Госкорпорации «Росатом»

Какие положения включают в договор

Госкомпании включают в договор основные положения, которые содержат права и обязанности сторон, то есть разделы о:

  • предмете договора,
  • порядке исполнения обязательств,
  • сумме договора,
  • ответственности сторон,
  • порядке разрешения споров.

Некоторые компании вводят дополнительные разделы. Например, Госкорпорация «Росатом» включает в договор такие разделы: «Определения и термины», «Общие сведения», «Конфиденциальность», «Прекращение договора ранее намеченного срока» и «Прочие условия».

Учитывайте, что максимальный срок оплаты для представителей малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ сокращен с 15 до семи рабочих дней — это условие обязательно прописывают в договоре (ПП № 417 от 21 марта 2022). В ближайшее время Правительство может сократить сроки оплаты по договорам и в закупках на общих основаниях. Законопроект уже подписан, его готовят к опубликованию.

Можно ли вносить изменения в договор

223-ФЗ и статья 450 Гражданского кодекса не запрещают госкомпаниям вносить изменения в проект договора после проведения торгов. Заказчик и поставщик на этапе заключения или исполнения договора могут изменить количество товара, его цену и срок поставки (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Главное, чтобы эта возможность была предусмотрена договором и не противоречила положению о закупках, которое принято в компании.

Как заключают договор

223-ФЗ регламентирует основные нюансы подписания договора. Например, срок подписания договора по итогам тендера составляет не менее 10 и не более 20 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 15 ст. 3.2. 223-ФЗ). В какие сроки заказчик обменивается документами с участником, а также заключает договор с единственным поставщиком, госкомпании решают самостоятельно и включают эти сведения в положение о закупке.

Поставщиков, которые уклонились от подписания договора или нарушили условия соглашения, что подтверждено решением суда, вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ). Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.

Главные отличия госконтракта от договора

Для удобства основные отличия контракта и договора мы собрали в таблице.

Госконтракт

Договор

По какому закону заключают

44-ФЗ

223-ФЗ

Форма соглашения

Утверждена приказом о типовой форме или рекомендована вышестоящей инстанцией

Утверждена внутренними документами компании, например, положением о закупке, или разрабатывается индивидуально под каждую закупку

Порядок заключения

Строго регламентирован 44-ФЗ

Общий порядок изложен в 223-ФЗ. Детали заказчик дорабатывает самостоятельно и прописывает в положении о закупке

Возможность изменения существенных условий

Только при наличии веских оснований, которые закреплены в ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ

Допустимо на основании соглашения сторон (ст. 450 ГК, ч. 5 ст. 4 223-ФЗ)

Ответственность за нарушение сроков подписания соглашения

Штраф для заказчика (7.32 КоАП) или внесение в РНП для поставщика (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ)

Заказчиков за нарушение сроков не штрафуют. Недобросовестных поставщиков вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ)

Правила начисления неустойки

Установлены правительством

Заказчик устанавливает самостоятельно и прописывает в положении о закупке и договоре

В обычной предпринимательской деятельности «контракт» и «договор» могут быть синонимами. В закупках эти понятия четко разводятся, причем каждый закон использует «свой» термин: 44-ФЗ — контракт, а 223-ФЗ — договор. Из-за разной законодательной базы форма, содержание и порядок заключения этих соглашений существенно отличаются.

44-ФЗ строго регламентирует закупочный процесс, в том числе и форму контракта. 223-ФЗ регулирует только основные моменты размещения заказов. Остальные детали заказчик прописывает в положении о закупке, которое обязательно размещает в ЕИС, чтобы с ним могли ознакомиться потенциальные поставщики.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...