В Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” нет указания на обязательное наличие отдельного этапа рассмотрения вторых частей заявок при проведении конкурса и не предусмотрена обязательность выделения отдельным этапом рассмотрения вторых частей заявок.
Возможно ли включить его в этап подведения итогов и, соответственно, не составлять отдельный протокол о рассмотрении вторых частей, отразив результаты в составе итогового протокола? Правомерно ли при проведении конкурса в электронной форме (в том числе только среди СМП) установление следующих этапов и формирование следующих протоколов:
– рассмотрение первых частей заявок (протокол рассмотрения первых частей заявок);
– рассмотрение вторых частей и оценка заявок (итоговый протокол)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Описанный в вопросе порядок проведения конкурса полностью соответствует закону и может быть установлен в отношении проведения любого конкурса, в том числе такого, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Выделение при этом этапов в отношении конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, законом не предусмотрено, а в отношении прочих конкурсов – не обязательно.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не определяет по общему правилу условия применения и порядок проведения тех или иных способов закупки. Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров определяются положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Процедуры, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП, закупки среди МСП), проводятся в электронной форме в соответствии со ст. 3.2 и 3.3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающими общие правила проведения всех конкурентных закупок в целом и всех электронных конкурентных закупок соответственно, с учетом требований ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ч. 1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, при проведении закупок, в том числе среди МСП, заказчики руководствуются Законом N 223-ФЗ и своими положениями о закупке (чч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Непосредственно порядок проведения процедур закупки, в том числе среди МСП, в частности выделение этапов, их количество и содержание, порядок рассмотрения и оценки заявок определяются положением о закупке, извещением об осуществлении конкретной конкурентной закупки и (или) документацией о такой закупке.
В связи с этим можем сказать следующее.
1. По смыслу чч. 4, 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ конкурс, участниками которого могут быть только субъекты МСП (далее – конкурс МСП), может включать в себя этапы, но только предусмотренные ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и только в сочетаниях, в последовательности и с соблюдением правил, установленных ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ конкурс МСП может включать следующие этапы (наименования даны условно, заказчик вправе дать им свои наименования), содержание которых раскрыто в этой части и в ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ:
– этап предварительного обсуждения – обсуждение заказчиком с участниками закупки предмета закупки для уточнения его характеристик до окончания срока подачи заявок (п. 1 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
– этап обсуждения предложений – обсуждение заказчиком с участниками закупки содержащихся в заявках предложений о характеристиках предмета закупки для их уточнения (п. 2 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
– этап рассмотрения и оценки заявок – рассмотрение и оценка заказчиком заявок (п. 3 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
– этап дополнительных ценовых предложений – сопоставление дополнительных ценовых предложений (п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Как видим, во-первых, выделение в конкурсе МСП этапов не является обязательным, а во-вторых, рассмотрение и оценка первых частей заявок и рассмотрение и оценка вторых частей заявок в качестве этапов проведения конкурса МСП. Комплексы последовательных действий, осуществляемых в рамках этой процедуры и заканчивающиеся составлением протокола, корректнее именовать каким-то иным образом, например, стадиями проведения соответствующей процедуры. В конкурсе, проводимом среди любых участников закупки, а не только среди субъектов МСП, как в электронной, так и в “бумажной” форме, такие этапы могут быть выделены заказчиком, если он считает это необходимым.
2. Поскольку закупки среди МСП проводятся в электронной форме, обмен информацией и документами между заказчиком и участниками такой закупки должен осуществляться через оператора электронной площадки, на которой проводится эта закупка (далее – оператор) (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с ч. 19.5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе МСП (далее – заявка) состоит из двух частей и предложения о цене – цене договора в целом или о цене единицы товара, работы, услуги.
Как следует из чч. 1, 4 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, заявка направляется оператору, который направляет заказчику первые части заявок не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, установленного извещением, документацией либо уточненными извещением, документацией (п. 1 ч. 22 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
По итогам рассмотрения первых частей заявок заказчик в соответствии с ч. 24 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ направляет оператору указанный в ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ промежуточный протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор размещает его в ЕИС.
Оператор направляет заказчику вторые части заявок в сроки, установленные извещением, документацией, которые не могут быть ранее сроков размещения в ЕИС вышеуказанного протокола рассмотрения первых частей заявок (подп. “а” п. 3 ч. 22 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
В течение одного рабочего дня после направления оператором вторых частей заявок и предложений о цене комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, то есть фактически определяет итоги конкурса среди МСП (ч. 26 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). После этого заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ и размещает его на электронной площадке и в ЕИС (ч. 27 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Составление какого-либо протокола рассмотрения вторых частей заявок, отличного от итогового протокола конкурса МСП, законом не предусмотрено. В принципе, составление такого протокола законом не запрещено, но это не имеет особого смысла, особенно в связи с тем, что его составление и размещение в ЕИС должно уложиться в сроки, установленные для составления и размещения итогового протокола.
Таким образом, описанный в вопросе порядок проведения конкурса МСП полностью соответствует закону.
Тем более это относится к проведению конкурса, проводимого без ограничения участников принадлежностью к субъектам МСП, поскольку в его отношении ограничения, установленные по отношению к закупкам среди МСП, не действуют.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий