Уменьшение числа участников закупки по 223-ФЗ в результате предъявления к ним требований не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции, следует из определения Верховного Суда.
Обществом (организатор торгов) на официальном сайте (ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений.
Закупка проводилась в соответствии с Законом о закупках (223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг общества, документацией о закупках.
ООО «Клининг групп» обратилось в УФАС с жалобой на действия общества при организации и проведении закупки, выразившиеся в установлении в документации ограничивающих конкуренцию неценовых критериев оценки заявок в составе критерия «Опыт и квалификация участника», в том числе требования о наличии опыта работ по уборке помещений определенной площади и помещений предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (далее – Перечень), по показателям К (1) «Опыт успешного выполнения аналогичных работ» и К (3) «Положительные отзывы заказчиков».
Решением антимонопольного органа жалоба ООО «Клининг групп» признана обоснованной, в действиях организатора торгов установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закона о закупках, Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Перечнем, пришли к выводу о том, что решение УФАС не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа.
Судебные инстанции указали, что исходя из условий функционирующего производственного цикла предприятия и с учетом специфики объекта участник, претендующий на выполнение работ по уборке помещений на территории Московского монетного двора – филиала общества должен иметь опыт выполнения аналогичных работ. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. На участие в конкурсе подано 10 заявок, что свидетельствует о наличии достаточного количества организаций, обладающих опытом оказания аналогичных услуг на предприятиях, включенных в Перечень.
Установив указанные обстоятельства, суды признали решение антимонопольного органа незаконным.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 18 апреля 2022 года № 307-ЭС22-3800 по делу №А56-29494/2021