Вопрос: Внесение изменения в техническое задание контракта

Вопрос: Внесение изменения в техническое задание контракта

Предметом контракта, заключенного по результатам открытого конкурса в электронном виде на основании Закона N 44-ФЗ, является доработка и актуализация учебной литературы. В техническом задании заявлено десять рукописей. В отношении одной из рукописей возникла следующая проблема: заказчик по определенным причинам не может передать один из учебных материалов для доработки. Заказчик может предложить взамен другой материал.

Можно ли в данном случае заключить дополнительное соглашение к контракту об изменении объема работы, цены менее чем на 10%? Можно ли заключить дополнительное соглашение о замене материала, передаваемого для переработки, без изменения цены и объема?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Оснований для внесения изменений в контракт в виде частичной замены учебного материала, передаваемого для доработки и актуализации, Закон N 44-ФЗ не содержит. Вместе с тем в рассматриваемой ситуации стороны могут заключить дополнительное соглашение к контракту об изменении (уменьшении) объема работы и цены в пределах 10% цены контракта, исключив из технического задания работы по учебному пособию, которое не может быть передано исполнителю. Кроме того, в приведенной ситуации стороны могут заключить дополнительное соглашение о расторжении контракта и оплатить фактически исполненный объем работы в объеме сложившейся потребности.

Обоснование вывода:

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) закрытым способом (при закрытых закупках), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка не предусмотрены. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных этим законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 “Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия”. В любых других случаях изменение контракта неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).

Так, согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в частности, если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Из формулировок данной нормы видно, что она может быть применена только в ситуации, когда изменение объемов исполнения контракта осуществляется в пределах 10% первоначального объема и только в отношении предусмотренных контрактом товаров, работ, услуг. Возможность замены исполнения на то, что контрактом предусмотрено не было изначально, Закон позволяет только в отношении контрактов, предметом которых являются так называемые строительные работы (п. 1.3, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации речь идет о частичной замене учебного материала для авторской переработки, предусмотренного контрактом, на иной, контрактом не предусмотренный. Это обстоятельство указывает не только на необходимость изменения объема и цены исполнения (поскольку объем и стоимость работы над учебным материалом, предлагаемым для доработки взамен изначально предусмотренного, меньше установленных контрактом соответствующих условий). В данном случае речь идет о частичном изменении предмета контракта (изменение технического задания). Ни норма п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормы этого Закона таких изменений не позволяют осуществить. В описанной ситуации на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны могут внести только такое изменения в контракт, в связи с которыми объем работ будет уменьшен не более чем на 10%: уменьшить количество передаваемого для доработки учебного материала, заключив о том дополнительное соглашение.

Также отметим, что из Закона N 44-ФЗ не следует, что контракт должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит, и, более того, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Общий запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Один из наиболее очевидных – расторжение контракта по соглашению сторон после выполнения и приемки фактически возможного к выполнению объема работ. Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон. Каких-либо специальных оснований для этого не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение контракта.

Таким образом, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Это не может рассматриваться как нарушение. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, от 11.02.2020 N 24-03-08/9180, от 13.08.2020 N 24-03-08/71032, от 17.07.2020 N 24-03-06/62549, от 03.06.2020 N 24-03-08/47322, от 07.05.2020 N 24-03-08/36964 и др.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...