Возможно ли в действующем государственном контракте на проектирование, заключенном по Закону N 44-ФЗ, разбить существующие (уже выделенные) этапы на подэтапы и разбить финансирование этих этапов на подэтапы без изменения стоимости всего этапа, но с разбивкой финансирования этапа на подэтапы, а также без изменения сроков выполнения всего этапа целиком? Можно ли изменения внести путем заключения дополнительного соглашения к контракту? Не будет ли это изменением существенных условий контракта и противоречить Закону N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условие о количестве этапов исполнения контракта является существенным. Отдельного основания для изменения такого условия, в том числе увеличения количества этапов без изменения сроков выполнения всех работ по контракту, Закон N 44-ФЗ не содержит. Принципиальная возможность изменения указанного условия по соглашению сторон на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ при условии соблюдения предусмотренного данной нормой порядка обусловлена наличием соответствующих оснований, которое должно определяться исходя из конкретных обстоятельств.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (при закрытых закупках), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка не предусмотрены. При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона). В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида.
Отдельный этап исполнения контракта представляет собой часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку с оформлением соответствующего документа о приемке и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 8.4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Этапы в договоре подряда выделяются для обеспечения возможности приемки и оплаты работ, выполненных в рамках каждого отдельного этапа (смотрите, в частности, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Информация о сроке исполнения контракта, в том числе сроках отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы, указывается в извещении о закупке (п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ) и (при закрытых закупках) в документации (подп. “а” п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). По смыслу положений ч. 2 и п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ условия о цене каждого этапа и порядке оплаты отдельных этапов исполнения контракта являются существенными.
Таким образом, предусмотренное контрактом условие о количестве этапов исполнения контракта, о сроках исполнения обязательств отдельных этапов, а также о сроках оплаты отдельных этапов исполнения контракта) и цене каждого этапа могут быть изменены только в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 “Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия” (работы по проектированию в этом документе не указаны). В любых других случаях изменение контракта неправомерно (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
Допускают изменение фактически любых условий контракта нормы пп. 2-4, 6, 8, 10 ч. 1 ст. 95, ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, но в предусмотренных в этих нормах обстоятельствах*(1). На возможность изменения срока исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, указывает п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако указанная норма не позволяет вносить изменения в количество этапов исполнения контракта, изменять цену этапов и сроков их оплаты (смотрите письмо Минфина России от 12 мая 2022 г. N 24-06-06/43240). Как такового отдельного основания для изменения условия о количестве этапов исполнения контракта без изменения сроков выполнения работ по контракту Закон N 44-ФЗ не содержит.
Особо отметим, что согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно. Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая указанные в вопросе. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а, во-вторых, принятием решения уполномоченного органа.
В рамках данного ответа мы не можем судить о наличии независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, так как во многом решение данного вопроса зависит от условий контракта и обстоятельств, препятствующих его своевременному исполнению.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна