В Госдуму внесен законопроект № 1184268-7 «О внесении изменений в статьи 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Документ закрепляет за органами предварительного расследования право возбуждать без заявления потерпевшей стороны уголовные дела, если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество, в том числе денежные средства, иное имущество, выделенные в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Законопроект разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № Пр-720.
В соответствии со статьей 23 УПК РФ, если деяние, предусмотренное главой 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.
Статью 20 УПК предлагается дополнить положением, согласно которому преступления, предусмотренные ст. 159, 159.1, 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165, ч. 1 201 УК, не могут быть отнесены к уголовным делам частно-публичного обвинения, если предметом преступления явились денежные средства, иное имущество, выделенные в целях реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В свою очередь, статью 23 Кодекса предлагается дополнить указанием, исключающим необходимость подачи руководителем организации заявления о возбуждения уголовного дела в указанных выше случаях.
Возбуждение уголовных дел по фактам причинения ущерба дочерним предприятиям государственных корпораций, прежде всего в сфере государственного оборонного заказа, в силу перечисленных требований возможно только при условии поступления заявлений от их руководителей, отмечается в пояснительной записке.
По данным формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС “О состоянии преступности и результатах расследования преступлений” за период с 2018 г. по сентябрь 2020 г. в Российской Федерации зарегистрировано 2239 преступлений в сфере оборонно-промышленного комплекса (по годам: 2018 – 673, 2019 – 784, 2020 – 782), из них предварительно расследовано – 1301 преступление (по годам: 2018 – 414, 2019 – 465, 2020 – 422), о которых в суд направлено 823 уголовных дела (по годам: 2018 – 277, 2019 – 301, 2020 – 245).
Размер причиненного материального ущерба по уголовным делам, возбужденным по фактам противоправных деяний в сфере оборонно- промышленного комплекса, за последние три года превысил 25 млрд. рублей.
Как отмечают авторы законопроекта, органы предварительного следствия сталкиваются с необоснованными отказами должностных лиц государственных корпораций либо интегрированных с ними структур от возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере государственного оборонного заказа.
Отказ в признании ущерба должностные лица мотивируют достижением конечных целей государственного оборонного заказа, национальных проектов, закупок для государственных и муниципальных нужд, несмотря на противоправные действия в ходе его исполнения, отсутствием претензий со стороны государственных заказчиков, а также незначительным размером ущерба по отношению к выручке предприятий либо к стоимости их активов, объем которых часто превышает несколько миллиардов рублей.
Нередко представители оборонных предприятий под различными предлогами уклоняются от признания материального ущерба в ходе проверок их деятельности органами предварительного расследования и прокуратуры.
В сложившейся ситуации создаются условия для совершения новых преступлений, затрудняется своевременное взыскание ущерба, что влечет угрозу национальной безопасности не только в сфере государственного оборонного заказа, но и государственных и муниципальных закупок, в том числе в рамках реализации национальных проектов, отмечено в пояснительной записке.
Один из экспертов предположил, что после принятия законопроекта следует ожидать уголовных дел в отношении руководства оборонных предприятий и иных организаций, которые уже и станут отправной точкой формирования практики. Другие посчитали, что поправки хотя и направлены на защиту государственных интересов, но скорее приведут к увеличению давления на бизнес.