Комиссия Томского УФАС России признала действия трех перевозчиков (предпринимателей и ООО «ТПК «Энергоресурс») на паромной переправе с. Нарга – с. Могочино в Молчановском районе г. Томска реализацией картельного сговора, сообщает пресс-служба управления.
Поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили многочисленные обращения жителей с. Могочино с жалобами на резкое увеличение стоимости провозной платы через р. Обь в период навигации 2020 года.
Для жителей сёл Могочино, Игреково, Сулзат, Суйга, расположенных на правом берегу р. Оби, паромная переправа – это единственный способ связи с районным центром с. Молчаново и г. Томском. В населенных пунктах на правом берегу нет развитой инфраструктуры, стационарного отделения, где оказывают медицинскую помощь тяжелобольным, отсутствует родильное отделение, нет медицинских специалистов узкого профиля, жители вынуждены обращаться за медицинской помощью и по личным делам в районный центр и Томск.
Услуги по перевозке пассажиров и транспортных средств внутренним водным транспортом на паромной переправе оказывают ООО «ТПК «Энергоресурс» и два индивидуальных предпринимателя. Данный вид услуг осуществляется по нерегулируемым тарифам, это означает, что перевозчики могут самостоятельно устанавливать стоимость провозной платы.
Длительное время перевозчики вели между собой острую конкурентную борьбу, в том числе, ценовую, однако, в 2020 году объединились и стали вести совместную предпринимательскую деятельность. К такому выводу пришла комиссия УФАС, проанализировав все собранные доказательства.
При этом, следует отметить неоценимую помощь местных жителей в сборе доказательств деятельности картеля.
В навигационный период 2020 года предприниматели значительно подняли плату за услуги на переправе по сравнению с предыдущими периодами 2018 и 2019 гг. Если раньше стоимость перевозки легкового автомобиля категории «B» обходилась в 100 и 150 рублей, а один из предпринимателей перевозил авто и за 50 рублей, то в апреле 2020 года перевозчики совместно установили стоимость проезда 200 рублей, а в мае повысили проезд до 300 рублей за легковой автомобиль.
С целью урегулирования проблемы в конце июля 2020 года Администрация Молчановского района провела аукцион и заключила контракт с ООО «ВодТранСевер» на оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа, грузов и транспортных средств внутренним водным транспортом по маршруту с. Нарга – с. Могочино. Размер провозной платы за легковой автомобиль категории «B» муниципальным контрактом был установлен 150 рублей.
Однако, как только муниципальный перевозчик зашел на переправу, ООО «ТПК «Энергоресурс» и индивидуальные предприниматели значительно снизили стоимость услуг перевозки, так, легковой автомобиль они стали перевозить за 100 рублей.
В ходе рассмотрения дела комиссия Томского УФАС России установила сговор предпринимателей, следствием которого стало синхронное повышение и синхронное понижение стоимости провозной платы на одну и ту же величину. Частные перевозчики отказались от самостоятельных действий на товарном рынке, что является безусловным признаком ограничения конкуренции и противоречит принципам разумной предпринимательской деятельности. Кроме того, установлено, что предприниматели использовали единую инфраструктуру на паромной переправе, единые тарифы, единое расписание с определенной очередностью отправления паромов, расчет за услуги проезда всех трех предпринимателей осуществлял один кассир. Указанное свидетельствовало об исключении между перевозчиками ценовой и неценовой конкуренции на паромной переправе с. Нарга – с. Могочино, повлекшее манипулирование стоимостью услуг по перевозке.
30 июля 2021 года комиссия антимонопольного органа признала действия перевозчиков нарушением п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, которым установлен запрет на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
«Картельный сговор на товарном рынке это одно из самых опасных правонарушений антимонопольного законодательства, поскольку последствия от действий картеля способны вызвать большой общественный резонанс, привести к реальным неоправданным финансовым расходам простых потребителей услуг на рынке, незаконному обогащению участников картеля. Деятельность картеля препятствует свободному развитию и других товарных рынков в этом районе, затрудняя свободное перемещение предпринимателей, товаров и услуг. Именно поэтому законодатель установил в статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях значительные штрафы за нарушение запретов на антиконкурентные соглашения. При определенных условиях такие нарушения могут повлечь и уголовную ответственность. В ближайшее время управление рассмотрит вопрос о наказании участников картеля», – прокомментировала принятое решение врио руководителя Томского УФАС России Елена Фоминых.