Государственные заказчики часто не требовали от участников членства в СРО при заключении контрактов на строительный контроль. Ограничивали виды работ для оценки опыта и не принимали контракты со статусом “исполнение” в ЕИС при закупках с дополнительными требованиями. Формировались слишком крупные лоты. Более подробно в обзоре.
Отсутствие требований к членству в СРО
При проведении закупок услуг строительного контроля не было установлено требование к членству в СРО. Государственный заказчик поступил так из-за того, что начальная (максимальная) цена контракта была ниже 10 млн рублей.
ФАС обнаружила нарушение: требование к членству в СРО при закупках строительного контроля должно определяться исходя из обязательств по основному контракту. Общая стоимость работ, подлежащих контролю, составляла 499 миллионов рублей.
Суд поддержал позицию контролеров (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-205234/23), опираясь на письмо Минстроя России от 12.02.2021 г. № 5265-ТБ/02.
Нарушения при оценке заявок
Государственный заказчик приобретал работы по содержанию дорог. При оценке заявок было решено, что квалификация участников будет оцениваться только на основе договоров, связанных с работами на автомобильных дорогах общего пользования. По мнению заказчика, только такой опыт соответствовал требованиям объекта закупки.
Контролеры и суд не согласились с позицией заказчика (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2023 по делу N А40-201751/2023). Спорное условие ограничивало конкуренцию и не соответствовало положениям оценки.
ФАС также обнаружила аналогичное нарушение при проверке закупки строительного контроля. Заказчик незаконно оценивал опыт работ только на объектах социально-культурной сферы.
Не принятие контрактов со статусом “исполнение” в ЕИС при закупках с дополнительными требованиями
ФАС считает, что участника, представившего контракт со статусом “исполнение”, следовало допустить к закупке с дополнительными требованиями.
Контролеры подчеркивают: отсутствие информации на общедоступных сайтах (включая сайт ЕИС) не означает, что у лица отсутствует необходимый опыт, если в Едином реестре участников имеется полный перечень подтверждающих документов.
Отмечается, что практика в этом вопросе неоднородна. Более подробное изучение этой ситуации поможет обзор.
Формирование слишком крупных лотов
Заказчик проводил закупку технических средств реабилитации. Товар планировалось поставить в 89 регионах в течение 20-60 дней.
По мнению ФАС, такой крупный лот ограничил количество участников из-за значительных размеров начальной (максимальной) цены контракта, требований к обеспечению заявки и контракта, а также цены договора для универсальной предквалификации. Это исключило возможность участия малых и средних компаний в закупке.