Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 2)

Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 2)

Согласно определению Верховного Суда РФ от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 “…Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре…”.

1.Котировочная комиссия при рассмотрении заявки участника, должна сверить характеристики медицинского изделия из заявки участника с инструкцией по применению заявленного материала. Если данные инструкции не соответствуют заявленному показателю участника закупки и требованиям описания КТРУ, заявка должна быть отклонена.

ООО обратилось в УФАС с жалобой на действия заказчика при проведении запроса котировок по объекту закупки: поставка шовного материала, а именно, на необоснованное отклонение заявки по п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) (выявлена недостоверная информация, содержащаяся в заявке на участие в закупке).

Закон предусматривает право заказчика определить в извещении о закупке такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, и обеспечивают эффективное использование средств бюджетного учреждения, в том числе с учетом требований ст. 23 Закона N 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Постановление N 145, Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ).

Для осуществления уставной деятельности лечебного учреждения, т.е. для лечения, диагностики, реабилитации и др., должны закупаться и применяться медицинские изделия или изделия медицинского назначения (что одно и то же по смыслу), зарегистрированные в установленном порядке и имеющие регистрационное удостоверение, что соответствует требованиям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

В соответствии с требованиями извещения описание объекта закупки сформировано с применением позиции КТРУ 21.20.24.120-00000033, которая содержит описание шовного материала – синтетическая рассасывающаяся нить, полученная из полигликолевой кислоты (PGA).

Данный состав материала необходим учреждению для проведения оперативных вмешательств с использованием рассасывающихся нитей, т.к. биодеградируемые и биосовместимые сополимеры на основе молочной кислоты полностью разлагаются на нетоксичные, участвующие в метаболизме вещества и обладают широко варьируемыми сроками, не вызывают аллергических и воспалительных реакций, при использовании их в качестве опорных элементов не требуются повторные операции.

При этом описание объекта закупки было сформировано с учетом и на основании информации, полученной по результатам исследований общедоступных источников, с целью уточнения параметров медицинских изделий.

Заказчиком путем сопоставления общедоступных данных были установлены несколько видов медицинских изделий, которые по основным характеристикам являются эквивалентными.

Участником закупки был указан состав материала, соответствующий требованиям извещения – политигликолевая кислота, сополимер лактида и гликолида.

В ходе рассмотрения заявок котировочной комиссией были выявлены недостоверные сведения в отношении заявленного шовного материала в части материала изготовления. Так, в соответствии с инструкцией по применению заявленного шовного материала указано, что шовный материал изготовлен из Полиглактина 910, что не соответствует заявленному показателю участника закупки и требованиям описания КТРУ.

Шовный материал из полигликолевой кислоты является плетеным стерильным рассасывающимся (путем гидролиза) материалом, состоящим из гомополимеризованных филаментов гликолевой кислоты. При этом в отношении заявленного участником закупки товара с учетом материала изготовления нити соответствуют другой код КТРУ, т.к. указанный материал не является материалом из полигликолевой кислоты, а является синтетическим полиэфиром, которому по описанию материала соответствует код КТРУ 21.20.24.120-00000011 (Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить).

Таким образом, установлено, что участником закупки был предложен в заявке товар, не соответствующий требованиям извещения, т.к. при подаче заявки участником закупки указаны недостоверные сведения в отношении предлагаемого шовного материала, в связи с чем, котировочная комиссия обоснованно отклонила его заявку.

Документ: Решение АС Самарской области от 28 июня 2023 г. по делу N А55-16995/2022.

2.Если ни одна из позиций КТРУ не отвечает в полном объеме целям и потребностям лечебного учреждения для оказания медицинской помощи, заказчиком в извещении может быть использован код по ОКПД2, и характеристики товара описаны согласно требованиям ст. 33Закона N 44-ФЗ. Характеристики, включенные в описание объекта закупки должны быть обоснованы потребностями заказчика. Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В УФАС поступила жалоба ООО на положения извещения электронного аукциона на поставку инкубатора интенсивной терапии для новорожденных. Жалоба признана необоснованной.

Общество считает, что техническое описание объекта закупки, должно быть составлено исключительно с применением позиции КТРУ 32.50.21.160-00000003 – “Инкубатор для новорожденных стандартный”, описание объекта закупки заказчика является ненадлежащим.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено также следующее требование к извещению об осуществлении закупки, а именно – извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Так, согласно чч. 5 и 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Извещением об осуществлении закупки определена позиция ОКПД2 (“ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности”) – 32.50.21.160 с наименованием “Инкубаторы для новорожденных”.

Согласно п. 2 Правил формирования КТРУ, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

В апелляционной жалобе общество указывает на то, что предметом закупки является оборудование, которое имеет позицию в каталоге товаров, работ, услуг (далее – КТРУ), а потому должно быть описано в соответствии с требованиями КТРУ; включение в описания объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара Правилами использования КТРУ запрещено.

Вместе с тем, п. 7 Правил использования КТРУ определено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Согласно данным ЕИС код ОКПД2 32.50.21.160 содержит 6 позиций КТРУ.

Однако, описание объекта закупки согласно п. 7 Правил использования КТРУ содержит указание на наименование товара – “Инкубатор интенсивной терапии для новорожденных” и код позиции по ОКПД2 – 32.50.21.160, поскольку позиция по указанному предмету закупки отсутствует в КТРУ.

Заказчик при подготовке описания объекта закупки руководствовался Порядком оказания медицинской помощи по профилю “неонатология”, утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 921н (далее – Порядок), согласно которому отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных осуществляет оказание медицинской помощи новорожденным с тяжелыми нарушениями функции жизненно важных органов, оказание и проведение реанимационных мероприятий новорожденным в профильных подразделениях медицинской организации, проведение интенсивного наблюдения и интенсивного лечения при угрожающих жизни состояниях у новорожденных, осуществление мониторинга в круглосуточном режиме состояния новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии (приложение N 4 к Порядку).

В соответствии с п. 5 приложения N 6 к Порядку заказчику требуется Инкубатор для новорожденных (интенсивная модель), поскольку планируемое к закупке оборудование необходимо для оснащения родильного отделения, являющегося структурным подразделением заказчика, для укомплектования отделения реанимации новорожденных в соответствии со стандартом оснащения.

Заказчику для выполнения своих функций в отделении новорожденных и при выхаживании новорожденных детей с низкой массой тела, необходим инкубатор для новорожденных, обладающий, в том числе, иными характеристиками, которые отсутствуют в КТРУ.

То есть заказчику требуется “Инкубатор для проведения интенсивной терапии новорожденных”, для выхаживания младенцев с экстремально низкой массой тела с существенно важными для заказчика характеристиками и предназначенный для снятия медицинских показаний в целях точного определения состояния здоровья ребенка, его реакции на лечение, который используется в реанимационном отделении, а не в обычной больничной палате и с возможностями существенно шире.

Таким образом, является обоснованным вывод, что ни одна из позиций КТРУ не отвечает в полном объеме целям и потребностям лечебного учреждения для оказания медицинской помощи детям, а также нуждающимся в выхаживании (выживании) новорожденных, в результате чего заказчиком в извещении использован код по ОКПД2, характеристики товара описаны согласно требованиям ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Важно! В ходе дела было установлено, что инкубаторы с позицией КТРУ 32.50.21.160-00000003 имеются в наличии у заказчика, необходимы иные.

Документ: Постановление Тринадцатого ААС от 31 октября 2023 г. N 13АП-32214/23

3.Если в КТРУ присутствует характеристика товара, но необходимый показатель характеристики отсутствует, то ее нельзя считать дополнительной характеристикой. Отсутствие в каталоге товара с требуемым показателем характеристики означает отсутствие в нем соответствующей позиции, следовательно, заказчику требуется не товар с дополнительными характеристиками, а товар, отсутствующий в КТРУ, что позволяет описывать его по ОКПД2.

Объект закупки медицинское изделие компьютерный томограф, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, в рамках реализации регионального проекта “Борьба с онкологическими заболеваниями”.

Описание товара установлено заказчиком в документации об аукционе в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Поступила жалоба в УФАС на положения документации об электронном аукционе на то, что заказчиком установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями КТРУ; на то, что описание объекта закупки не в соответствии с позицией КТРУ, которой соответствует закупаемый товар. Общество считает, что под потребности заказчика подходят следующие позиции КТРУ: 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.119-00000028.

По результатам рассмотрения жалобы комиссией УФАС принято решение о признании ее необоснованной, поскольку объект закупки был описан, исходя из конкретных потребностей заказчика (компьютерный томограф для проведения онкологических исследований с увеличенной апертурой. Значение характеристики апертура Гентри (обязательной для применения), необходимое заказчику как >= 780 мм, в позициях КТРУ отсутствует, в связи с чем, предмет закупки описан по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в извещении о проведении закупки должны содержаться: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

С учетом потребности заказчика в томографе с определенными характеристиками и их значениями установлено, что томографы, описанные в позициях КТРУ, в полном объеме не соответствуют приведенному описанию заказчиком.

Поскольку в позициях КТРУ отсутствуют соответствующие позиции на необходимый заказчику товар, заказчиком осуществлено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в качестве кода КТРУ указан код по ОКПД2, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Важно! Поскольку апертура Гентри указана в каталоге в качестве характеристики, отличающей различные позиции, то ее нельзя считать дополнительной характеристикой. Отсутствие в каталоге товара, с требуемой апертурой Гентри означает отсутствие в нем соответствующей позиции, следовательно, заказчику требовался не товар с дополнительными характеристиками, а товар, отсутствующий в КТРУ, что позволило описывать его по ОКПД2.

В целом, заданные заказчиком характеристики позволяют приобрести один томограф, а не несколько, при этом улучшить качество диагностики и проводить больше исследований, во всех необходимых для этого положениях пациента, в том числе с катетером, при этом возможно исследование всех органов пациентов различного веса и телосложения.

Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к закупаемому медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. Приобретение одного томографа вместо нескольких для решения всех медицинских задач отвечает и целям эффективного использования бюджетных средств.

Важно, что с 01.01.2023 позиция КТРУ 26.60.11.119-00000028 предусматривает возможность выбора апертуры Генри мм >= 750, >= 800, >= 850, необходимая заказчику в спорном деле.

Таким образом, изменения в позицию 26.60.11.119-00000028, обязательные к применению с 01.01.2023, подтверждают, что товар, описанный заказчиком отсутствовал в КТРУ на момент осуществления закупки.

Документ:

Определение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2023 г. N 310-ЭС23-16627;

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2023 г. N Ф10-1028/23.

Милонаец О.В. – Специально для системы ГАРАНТ, 2023 г

См. Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 1)

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...