Свежий обзор закупочного законодательства с 28.03.2022 по 03.04.2022

Свежий обзор закупочного законодательства с 28.03.2022 по 03.04.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Закупки в сфере здравоохранения остались без малого бизнеса

⏰С 26 марта 2022 г. в 44-ФЗ вступили в силу положения, исключающие из расчета 25% квоты закупок у малого бизнеса и социальных НКО закупки лекарств и медицинских изделий.

📌Изменения:

1️⃣действуют в 2022 и 2023 годах и повлияют на выполнение заказчиками в сфере здравоохранения такой квоты уже по итогам 2022 года;

2️⃣распространены на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти регионов, подведомственные ГУПы, госучреждения и муниципальные медицинские организации;

3️⃣позволят, как было указано в пояснительной записке к законопроекту, закупать медицинские изделия и лекарственные препараты профильным медицинским организациям “у соответствующих таргетных поставщиков“.

Документ: Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zakupki-v-sfere-zdravoohraneniya-ostalis-bez-malogo-biznesa/

2.Правительство установило правила ведения реестра единственных поставщиков лекарств и медизделий

Правительство утвердило положение о ведении реестра единственных поставщиков лекарств и медизделий без российских аналогов, производство которых осуществляется единственными производителями из «дружественных» стран. Закупки у таких поставщиков могут проводиться по неконкурсным процедурам. Ведение реестра поручено Минпромторгу.

Постановлением Правительства РФ № 443 от 23.03.2022 утверждено Положение о ведении реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, которые не имеют аналогов в России и производство которых осуществляется производителями, происходящими из иностранного государства, не вводившего санкций. Документ опубликован на портале правовой информации.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pravitelstvo-ustanovilo-pravila-vedeniya-reestra-edinstvennyh-postavshhikov-lekarstv-i-medizdelij/

3.В Правила расширенного казначейского сопровождения внесены изменения

На официальном сайте опубликовано Постановление Правительства РФ “О внесении изменений в Правила расширенного казначейского сопровождения и приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. № 2271”

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2022 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 482

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/v-pravila-rasshirennogo-kaznachejskogo-soprovozhdeniya-vneseny-izmeneniya/

4.До конца 2022 года продлены меры поддержки строительной отрасли при работе по Закону N 44-ФЗ

Документ: Постановление Правительства РФ от 23 марта 2022 г. N 439

https://gkgz.ru/do-kontsa-2022-goda-prodleny-mery-podderzhki-stroitelnoj-otrasli-pri-rabote-po-zakonu-n-44-fz/

5.Скорректирован перечень закупок, которые не учитываются в расчете СГОЗ при определении объема закупок у СМП, СОНО

Статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 71, согласно которой в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками объема закупок, предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, в расчет СГОЗ не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий. Указанное исключение распространяется на заказчиков из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций.

Соответствующие изменения вступили в силу 26 марта текущего года.

Документ: Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 64-ФЗ

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/skorrektirovan-perechen-zakupok-kotorye-ne-uchityvayutsya-v-raschete-sgoz-pri-opredelenii-obema-zakupok-u-smp-sono/

6.Правительство утвердило положение о реестре едпоставщиков лекарств и медизделий в госзакупках

Документ: Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 N 443

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pravitelstvo-utverdilo-polozhenie-o-reestre-edpostavshhikov-lekarstv-i-medizdelij-v-goszakupkah/

7.Утверждено постановление о повышенном авансировании госконтрактов в 2022 году

Компании, участвующие в госзакупках, смогут получать в 2022 году в качестве аванса до 90% от цены контракта.

Документ: Постановление от 29 марта 2022 года №505

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/utverzhdeno-postanovlenie-o-povyshennom-avansirovanii-goskontraktov-v-2022-godu/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Меньше штрафов для бизнеса: поправки к КоАП РФ подписаны

Не будут привлекать к ответственности добросовестные компании за нарушения их должностных лиц, а также суммировать наказания по итогам одной проверки. Для малых предприятий штрафы станут меньше. Расскажем об основных изменениях, которые вступят в силу 6 апреля.

Документ: Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/menshe-shtrafov-dlya-biznesa-popravki-k-koap-rf-podpisany/

2.Анонс изменений ЕИС версии 12.1

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/anons-izmenenij-eis-versii-12-1/

3.Заказчиков при размещении гособоронзаказа могут обязать применять типовые условия контрактов

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы разработанный ФАС России законопроект, согласно которому предлагается наделить Правительство РФ правом определять типовые условия контрактов, заключаемых в рамках размещения гособоронзаказа. Соответствующие изменения предполагается внести в ч. 1 и ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 275-ФЗ.

Напомним, что в настоящее время заказчики при подготовке проектов государственных контрактов руководствуются Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1275.

Документ: Проект федерального закона N 85443-8

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zakazchikov-pri-razmeshhenii-gosoboronzakaza-mogut-obyazat-primenyat-tipovye-usloviya-kontraktov/

4.Примеры и шаблоны документов для изменения существенных условий контракта (ч 65.1 ст 112 Закона 44-ФЗ)

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/primery-i-shablony-dokumentov-dlya-izmeneniya-sushhestvennyh-uslovij-kontrakta-ch-65-1-st-112-zakona-44-fz/

5.Иностранное ПО под запретом. Обзор нового Указа Президента

Президент с 1 января 2025 года запретил госорганам и другим госзаказчикам использовать иностранное программное обеспечение на критической инфраструктуре.

С 31 марта 2022 года запрещено приобретать иностранное программное обеспечение для объектов критической информационной инфраструктуры РФ.

Документ: Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/inostrannoe-po-pod-zapretom-obzor-novogo-ukaza-prezidenta/

6.Санкции недружественных государств предлагается признать в качестве обстоятельств непреодолимой силы

Документ: Письмо ТПП РФ от 22.03.2022 N ПР/0181

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/sanktsii-nedruzhestvennyh-gosudarstv-predlagaetsya-priznat-v-kachestve-obstoyatelstv-nepreodolimoj-sily/

7.Минфин подготовил дополнительные меры, для поддержки заказчиков и участников закупок в текущих условиях

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-podgotovil-dopolnitelnye-mery-dlya-podderzhki-zakazchikov-i-uchastnikov-zakupok-v-tekushhih-usloviyah/

8.Установлены сроки проведения операций с казначейским обеспечением обязательств при банковском сопровождении госконтрактов

Документ: Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 481

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ustanovleny-sroki-provedeniya-operatsij-s-kaznachejskim-obespecheniem-obyazatelstv-pri-bankovskom-soprovozhdenii-goskontraktov/

9.В Госдуму внесен законопроект об оказании мер поддержки заказчикам и участникам закупок

В Госдуму внесен законопроект, направленный на нивелирование последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок. Законопроект вносит поправки в законы о контрактной системе госзакупок (44-ФЗ), а также в закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ).

Документ: Законопроект № 99018-8

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/v-gosdumu-vnesen-zakonoproekt-ob-okazanii-mer-podderzhki-zakazchikam-i-uchastnikam-zakupok/

10.Как списать неустойку по 44-ФЗ в 2022 году. Пошаговая инструкция

Правительство ввело бессрочное списание штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контрактам из-за санкций. С 12 марта правила списания распространяются на все неисполненные обязательства из-за санкций, вне зависимости от года исполнения контракта.

📌Как рассчитать неустойку по 44-ФЗ

📌Пошаговая инструкция, как списать неустойку

Образцы документов👇🏻

https://gkgz.ru/kak-spisat-neustojku-po-44-fz-v-2022-godu-poshagovaya-instruktsiya/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.ВС РФ не увидел упущенную выгоду подрядчика по госконтракту

Стороне контракта исходя из положений Закона № 44-ФЗ, регулирующего спорные правоотношения, не предоставлено право требования возмещения упущенной выгоды с учетом определения понятия «убытки», содержащегося в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, то есть неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 25 марта 2022 года № 304-ЭС21-27812 по делу №А27-27097/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ne-uvidel-upushhennuyu-vygodu-podryadchika-po-goskontraktu/

2.Как подтвердить, что работы относятся к капремонту, и избежать “нецелевки”

Учреждение запланировало капитальный ремонт задания. На эти цели ему была предоставлена субсидия по КВР 243. Впоследствии правильность расходования этих средств проверило Казначейство и признало часть расходов нецелевыми. Ревизоры посчитали, что произведенное обновление фасада, не является капитальным ремонтом, а потому должно оплачиваться по КВР 244. Почти 200 тыс. рублей потребовали вернуть в бюджет. Дело дошло до суда (Постановление Восемнадцатого ААС от 1 февраля 2022 г. № 18АП-17999/21 по делу № А07-27848/2019).

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kak-podtverdit-chto-raboty-otnosyatsya-k-kapremontu-i-izbezhat-netselevki/

3.Суды отменили штраф налоговому органу за непредставление сведений по антимонопольному запросу

Суд округа поддержал нижестоящие инстанции: антимонопольщики не вправе запрашивать сведения, содержащие налоговую тайну, к которым относятся данные налоговой и бухгалтерской отчетности. Если такая информация размещена на официальном сайте ФНС России, то она не подлежит представлению в силу прямой нормы закона. А если не размещена, то составляет налоговую тайну, а значит, также не представляется по антимонопольному запросу (п. 1.1 ст. 102 НК РФ).

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.02.2022 по делу № А70-6980/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/sudy-otmenili-shtraf-nalogovomu-organu-za-nepredstavlenie-svedenij-po-antimonopolnomu-zaprosu/

4.Суд: в госзакупке с проектной документацией нужно указывать эквивалент товара

Документ: Решение АС г. Москвы от 09.02.2022 по делу N А40-249637/21-149-1887

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/sud-v-goszakupke-s-proektnoj-dokumentatsiej-nuzhno-ukazyvat-ekvivalent-tovara/

5.Три свежих решения ФАС. РНП. Санкции

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/3-svezhih-resheniya-fas-rnp-sanktsii/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Возможно ли в рамках Закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” внесение изменения в существенные условия муниципального контракта в части оплаты по контракту (с учетом Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”)?

📌По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Существенные условия контрактов (в том числе об оплате) могут изменяться по соглашению сторон при наличии оснований, предусмотренных Законом 44-ФЗ, в том числе в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 этого закона. Однако наличие таких оснований определяется в каждой ситуации исходя из конкретных обстоятельств.

Обоснование позиции:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-ob-izmenenie-sushhestvennyh-uslovij-kontrakta-po-44-fz/

2.В сложившейся ситуации поставщики (продукты питания, материалы, медикаменты и т.д.) направляют в адрес заказчика (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) письма о расторжении контрактов, подготовке допсоглашений об изменении цен, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства.

Имеет ли заказчик право менять цены, сроки и т.д.?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Существенные условия контрактов могут изменяться по соглашению сторон лишь в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Само по себе то обстоятельство, что контрагент заявляет о невозможности исполнить контракт на текущих условиях, не свидетельствует о наличии оснований для расторжения контракта, его изменения либо для освобождения контрагента от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение контракта.

Мы не можем исключить, что при определенных условиях обстоятельства, препятствующие исполнению контрагентом контракта, могут быть квалифицированы как форс-мажор или основание для прекращения контракта. Однако наличие оснований для изменения контракта и перспектива привлечения контрагента к ответственности за неисполнение обязательства должны определяться в каждой ситуации на основе конкретных обстоятельств.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-ob-izmenenii-sushhestvennyh-uslovij-goskontrakta-iz-za-sanktsij/

3.Как быть, если документ о приемке есть в ЕИС, а товар поставщик не привез?

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kak-byt-esli-dokument-o-priemke-est-v-eis-a-tovar-postavshhik-ne-privez/

4.Пять вопросов эксперту в марте

Из-за внешних санкций вопросов у поставщиков стало больше. Самые популярные ситуации мы разобрали с нашими экспертами. Расскажем, можно ли из-за роста цен изменить условия контракта или расторгнуть договор, как применяют правила нацрежима, где искать причины отклонения заявок и как продлить независимую гарантию.

📌Содержание

1️⃣ Можно ли расторгнуть контракт из-за роста цен на поставляемые товары?

2️⃣ Как можно увеличить цену контракта?

3️⃣ Как вычитают 15% по правилам нацрежима?

4️⃣ Можно ли подтвердить опыт несколькими контрактами?

5️⃣ Где указывают причины отклонения заявок?

6️⃣Как продлить сроки независимой гарантии?

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/pyat-voprosov-ekspertu-v-marte/

5.Поставщики отказываются поставлять товар по контрактам по поставкам лекарственных препаратов, продуктов питания, заключенным конкурентными способами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Поставщики аргументируют, что производители (поставщики) подняли цены на товары, и поставщики по контрактам несут убытки вследствие резкого скачка цен по товарам, указанных в различных контрактах, заключенных конкурентными способами.

Можно ли расторгнуть контракты по соглашению сторон? Каков порядок начисления неустойки и штрафа по неисполнению обязательств в сложившейся ситуации? Будет ли являться непреодолимой силой удорожание товара более чем на 10%? Какие документы могут предоставить поставщики для расторжения контракта по соглашению сторон вследствие удорожания товаров?

📌По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Само по себе изменение курса рубля и цен на товары не свидетельствует о возникновении обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ) или о существенном изменении обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Правомерность увеличения цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ представляется нам сомнительной. Однако разъяснения и практика применения указанной нормы на сегодняшний день отсутствуют.

Если уполномоченным государственным органом по результатам обращения заказчика не будет принято решение об изменении цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, соответствующий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, после чего заказчик вправе осуществить новую закупку.

Обоснование позиции:👇🏻

https://gkgz.ru/rezkoe-povyshenie-tsen-na-tovary-osnovanie-dlya-rastorzheniya-goskontrakta/

Смотрим предыдущий 👉🏻  Обзор закупочного законодательства с 21.03.2022 по 27.03.2022
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...