В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Обновлен перечень товаров и условий для признания их происходящими из ЕАЭС
Документ: Решение Совета ЕЭК от 22.05.2023 № 58
https://gkgz.ru/obnovlen-perechen-tovarov-i-uslovij-dlya-priznaniya-ih-proishodyashhimi-iz-eaes/
2.Изменен срок действия документов об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей российских аналогов
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.06.2023 № 980
Скорректирован порядок проведения Казначейством проверок осуществления органами власти субъектов и местных администраций контроля за соблюдением Закона №44-ФЗ
3.Внесены поправки в Порядок, утв. приказом Минфина России от 29.10.2021 №167н.
Документ: Приказ Министерства финансов РФ от 03.05.2023 № 60н
4.Заказчики, с 1 июля установлен новый список офшорных зон
Документ: Приказ Минфина России от 5 июня 2023 г. № 86н
5.Кабмин одобрил проект соглашения о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2023 № 1652-р
6.Правительством утверждены типовые условия контрактов в сфере строительства
Постановление вступает в силу с 01.09.2023 года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 1066
https://gkgz.ru/pravitelstvom-utverzhdeny-tipovye-usloviya-kontraktov-v-sfere-stroitelstva/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Можно ли при описании объекта закупки пользоваться неактуальными версиями позиций КТРУ?
Документ: Письмо Минфина России от 25 апреля 2023 г. N 24-03-06/37712
2.Оперативные ответы на вопросы о последних изменениях в 44-ФЗ
В статье – оперативные ответы для заказчиков. Узнаете, как после изменений определить НМЦК в регионах и какие возникают сложности при анализе цен в реестре контрактов. Как изменились правила закупок товаров у электронного едпоставщика по части 12. Также узнаете, почему каждый второй заказчик станет покупать запросом котировок.
Смотрим
https://gkgz.ru/operativnye-otvety-na-voprosy-o-poslednih-izmeneniyah-v-44-fz/
3.Специалисты Минфина ответили на вопрос о сроке заключения контракта по результатам запроса котировок, в случае уклонения победителя от заключения контракта.
Документ: Письмо Минфина от 19.06.2023 г № 24-06-07/56428
4.Установлены особенности заключения и исполнения контрактов, заключенных с единственным исполнителем – ФГУП «Федеральный экологический оператор»
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.06.2023 № 1021
5.Минфин не поддержал предложение изменить механизм оценки заявок по критерию оценки “квалификация участников закупки”
Документ: Письмо Минфина России от 20.06.2023 г № 24-06-07/57019
6.Нацрежим: Минпромторг предложил иначе закупать дыхательные аппараты для реанимации
Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/06-23/00139471
7.ФАС ответила на вопросы по процедурам рассмотрения жалоб и проведению внеплановых проверок
8.Казначейство рассказало о новых функциях в ГИС ЕИС
https://gkgz.ru/kaznachejstvo-rasskazalo-o-novyh-funktsiyah-v-gis-eis/
9.Правительством определены единственные поставщики скорой помощи и школьных автобусов
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2023 № 1695-р
https://gkgz.ru/pravitelstvom-opredeleny-edinstvennye-postavshhiki-skoroj-pomoshhi-i-avtobusov/
10.Госконтракты с единственными поставщиками для Минобороны предложено заключать в любой форме
Документ: Законопроект N 391685-8
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Сертификат СТ-1, выданный Белорусской Торгово-промышленной палатой для целей госзакупок имеет свои особенности
Документ: Постановление 20 ААС от 03.04.2023 г № 20АП-8916/2022 по делу № А09-8247/2022
2.Независимая гарантия по Закону N 44-ФЗ: интересные примеры из практики за 2021 – 2023 годы
Получит ли заказчик всю выплату по гарантии, если контрагент нарушил условия контракта? Компенсируют ли исполнителю расходы на получение гарантии и кто это сделает? Может ли гарант отказать в выплате и когда его действия признают законными? Ответы на эти вопросы в обзоре.
3.Интересная практика по Закону N 223-ФЗ: на что ФАС обратила внимание в обзорах за апрель 2023 года
Контролеры отметили, что в условия закупки незаконно включили право заказчика запрашивать у участников дополнительные документы и сведения до подведения ее итогов. Претензий не избежали и те, кто ограничил конкуренцию из-за неверного формирования лота или отклонил заявку без оснований. Подробнее в обзоре.
4.Неустойка за период после истечения срока действия госконтракта не начисляется
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 27.06.2023 по делу № А21-9113/2022
5.Административная ответственность за существенный вред: чем может закончиться просрочка исполнения госконтракта
6.Госконтракт не исполнили из-за санкций — суды не увидели недобросовестности в действиях поставщика
Документ: Постановление АС Московского округа от 08.06.2023 по делу N А40-133319/2022
7.На сумму убытков, причиненных заказчиком поставщику в ходе исполнения госконтракта, неустойка не начисляется
Суды разбирались в правовой природе разных видов ответственности, применяемой за нарушение контракта.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 13 июня 2023 г № Ф10-2208/2023 по делу N А14-6124/2022
8.Кассация: Невозможность восстановить нарушенное право участника закупки — не повод для отказа в признании обоснованной его жалобы на действия заказчика
Документ: Постановление АС Центрального округа от 31 мая 2023 г № Ф10-2196/2023 по делу N А83-1630/2022
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Заказчик проводил электронный аукцион на услуги ОСАГО. НМЦК была рассчитана как средняя цена между максимальным значением размера базовой ставки страхового тарифа и минимальной базовой ставкой. По итогам аукциона предложения двух участников оказались ниже минимальной базовой ставки. Подлежат ли их заявки отклонению?
Ответ
https://gkgz.ru/o-rassmotrenii-zakazchikom-zayavok-na-zakupku-uslug-osago/
2.Правомерно ли включение в независимую гарантию условия о возможности продления срока ее действия и увеличения суммы без согласия бенефициара?
Будет ли независимая гарантия признана соответствующей требованиям законодательства, если в ней содержится следующий пункт: «По поручению принципала гарантия может быть изменена гарантом с согласия бенефициара. Изменения гарантии в части продления срока ее действия и/или увеличения суммы гарантии согласия бенефициара не требуют. Изменения условий независимой гарантии оформляются в виде отдельного документа»?
Ответ
3.Допускается ли использование в ТЗ формулировки «цвет: по согласованию с заказчиком»?
Заказчик проводит закупку на поставку серийно выпускаемого товара. Одно из требований описания объекта закупки — оформление его цветовой схемы. Но в извещении оно отсутствует, есть только формулировка «цвет: по согласованию с заказчиком». При этом заказчик просит согласовать итоговую цветовую схему. Законно ли это? О чем говорит практика?
Ответ
Как показывает практика, включение в описание объекта закупки оговорки «цвет: по согласованию с заказчиком» чаще всего не находит поддержки у контрольных органов.
Обоснование
https://gkgz.ru/dopuskaetsya-li-ispolzovanie-v-tz-formulirovki-tsvet-po-soglasovaniyu-s-zakazchikom/
4.Между заказчиком и подрядчиком был заключен государственный контракт на поставку оборудования. Подрядчик поставку оборудования не осуществил. Заказчик расторг контракт в одностороннем порядке. Подрядчик обратился с претензией о возмещении уплаченных процентов по банковской гарантии.
Какие нормы регулируют возмещение убытков после расторжения контракта по Закону N 44-ФЗ в части уплаты процентов по банковской гарантии?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
В описанной ситуации расходы поставщика на получение независимой (банковской) гарантии возмещению заказчиком не подлежат. Однако окончательное решение по этому вопросу в случае возникновения спорной ситуации может принять только суд.
Обоснование позиции:
5.Юридическое лицо планирует в 2023 году заключить государственный контракт на сумму свыше 100 млн руб. Способ определения поставщика – закупка у единственного поставщика. Основание заключения государственного контракта – ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ (то есть на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ). Государственный контракт заключается за счет средств бюджета Краснодарского края.
Подлежит ли такой государственный контракт банковскому и (или) казначейскому сопровождению?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Расчеты по рассматриваемому государственному контракту подлежат казначейскому (но не банковскому) сопровождению.
Обоснование позиции:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 19.06.2023 по 25.06.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию