Свежий обзор закупочного законодательства с 24.04.2023 по 01.05.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 24.04.2023 по 01.05.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.”Роскосмос” хочет засекретить свои закупки, связанные с гособоронзаказом (Закон № 223-ФЗ)

Документ: Законопроект ID проекта 01/05/04-23/00137859

https://gkgz.ru/roskosmos-predlagaet-zasekretit-informatsiyu-o-zakupkah-goskompanij-zakon-223-fz/

2.В госзакупках станет больше послаблений — Закон опубликован

⁠Среди прочего упростят обоснование НМЦК. Ценовой порог для ряда электронных процедур увеличат. Разрешат заключать контракт со вторым участником, если заказчик отказался от сделки, но победителя не включили в РНП из-за форс-мажора.

Новшества заработают 9 мая.

Документы: Федеральный закон от 28.04.2023 N 154-ФЗ

https://gkgz.ru/v-goszakupkah-stanet-bolshe-poslablenij-zakon-opublikovan/

3.Подкаст Про Закупки № 1 от 29.04.2023

⁠Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ «О внесении изменений в Закон „О контрактной системе в сфере закупок “». Гражданский контроль госзакупок и наш корреспондент Елена Браун вкратце расскажут об оптимизационных поправках.

Встречайте наш первый подкаст Про Закупки.

https://gkgz.ru/podkast-pro-zakupki-1-ot-29-04-2023/

4.Минфин опубликовал законопроект, который вносит изменения по применению национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закон вступит в силу с октября 2023 года.

Документ:

Законопроект ID проекта 01/05/04-23/00137928

https://gkgz.ru/minfin-opublikoval-zakonoproekt-kotoryj-vnosit-izmeneniya-po-primeneniyu-natsionalnogo-rezhima-v-zakupkah-po-44-fz-i-223-fz/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Минфин разъяснил нюансы установления дополнительных требований к участникам закупок по Закону N 44-ФЗ

Документ: Письмо Минфина России от 14 апреля 2023 г. N 24-06-09/33774

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-nyuansy-ustanovleniya-dopolnitelnyh-trebovanij-k-uchastnikam-zakupok-po-zakonu-n-44-fz/

2.ФАС: гражданско-правовые договоры не подтверждают наличие специалистов у участника госзакупки

Документ: Письмо ФАС России от 07.02.2023 N ПИ/8371/23

https://gkgz.ru/fas-grazhdansko-pravovye-dogovory-ne-podtverzhdayut-nalichie-spetsialistov-u-uchastnika-goszakupki/

⁠3.ФАС России выпустила письмо “О применении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок медицинских изделий для стентирования коронарных артерий”.

Документ:

Письмо МЗ РФ от 22.02.2023 N 25-3/И/2-2789

Письмо ФАС России от 24.04.2023 N МШ/31508/23

https://gkgz.ru/fas-rossii-dala-razyasneniya-po-zakupkam-meditsinskih-izdelij-dlya-stentirovaniya-koronarnyh-arterij/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Ошибки при выборе способа госзакупки: примеры из практики за 2022 – 2023 годы

⁠Госзаказчики дробили закупки, чтобы избежать конкурентных процедур. Без достаточных оснований заключали срочные сделки с единственным поставщиком. Приобретали товары, работы или услуги из аукционного перечня, а также услуги ОСАГО неверным способом.

Подробнее в обзоре

https://gkgz.ru/oshibki-pri-vybore-sposoba-goszakupki-primery-iz-praktiki-za-2022-2023-gody/

2.ВС РФ: Исполнитель по контракту не имеет права обжаловать предписания контрольного органа заказчика (Закон № 44-ФЗ)

Документ: Определение ВС РФ от 18.04.2023 № 308-ЭС23-3950 по делу № А32-6131/2022

https://gkgz.ru/vs-rf-ispolnitel-po-kontraktu-ne-imeet-prava-obzhalovat-predpisaniya-kontrolnogo-organa-zakazchika-zakon-44-fz/

3.Работы начали до заключения госконтракта — суды не нашли ограничения конкуренции

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.04.2023 по делу N А67-1738/2021

https://gkgz.ru/raboty-nachali-do-zaklyucheniya-goskontrakta-sudy-ne-nashli-ogranicheniya-konkurentsii/

4.В каком размере заказчик может предъявить требование по гарантии, если контракт не исполнен? (Закон № 44-ФЗ)

Документ: Постановление АС Центрального округа от 20.04.2023 по делу № А14-1050/2022

https://gkgz.ru/v-kakom-razmere-zakazchik-mozhet-predyavit-trebovanie-po-garantii-esli-kontrakt-ne-ispolnen-zakon-44-fz/

5.Поставку товара остановили из-за санкций — апелляция не дала расторгнуть договор по Закону N 223-ФЗ

Документ: Постановление 4-го ААС от 13.04.2023 по делу N А10-4385/2022

https://gkgz.ru/postavku-tovara-ostanovili-iz-za-sanktsij-apellyatsiya-ne-dala-rastorgnut-dogovor-po-zakonu-n-223-fz/

6.Верховный Суд решил спор об отказе в выплате по банковской гарантии

⁠Экономколлегия Верховного суда не позволила отказать бенефициару в получении выплаты по банковской гарантии из-за отсутствия документа.

Документ: Определение ВС РФ № 305-ЭС22-23473 от 22.03.2023 по делу № А41-65493/2021

https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-reshil-spor-ob-otkaze-v-vyplate-po-bankovskoj-garantii/

7.Кассация: подрядчик по госконтракту не должен подтверждать затраты на материалы документами

Документ: Постановление АС Московского округа от 10.04.2023 по делу N А41-30827/2022

https://gkgz.ru/kassatsiya-podryadchik-po-goskontraktu-ne-dolzhen-podtverzhdat-zatraty-na-materialy-dokumentami/

8.ВС РФ: оплата юридических услуг может быть поставлена в зависимость от усилий, приложенных исполнителем

Документ: Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 4 апреля 2023 г. № 305-ЭС22-24429 по делу № А40-67639/2021

https://gkgz.ru/vs-rf-oplata-yuridicheskih-uslug-mozhet-byt-postavlena-v-zavisimost-ot-usilij-prilozhennyh-ispolnitelem/

9.Госзаказчик вовремя не представил исходные данные — оснований для неустойки нет, напомнили суды

Документ: Определение ВС РФ от 13.04.2023 N 305-ЭС23-3826 по делу № А40-28409/2022

https://gkgz.ru/goszakazchik-vovremya-ne-predstavil-ishodnye-dannye-osnovanij-dlya-neustojki-net-napomnili-sudy/

10.Реестр недобросовестных поставщиков: обзор правоприменительной практики за 2022 год

⁠2022 год был насыщен внешнеэкономическими, политическими и иными событиями, что неизбежно отразилось и на закупочной сфере. Одним из аспектов такого влияния стала невозможность исполнения заключенных контрактов (договоров) или подписания новых из-за внешних санкций, разрыва привычных логистических связей и договорных отношений с зарубежными бизнес-партнерами, призыва ключевого персонала на военную службу по мобилизации. Ввиду таких обстоятельств, перед правоприменителями в ушедшем году неоднократно ставился вопрос о наличии оснований для включения участников закупок в реестры недобросовестных поставщиков по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ (далее – РНП, реестр).

В статье рассмотрим, какие подходы выработала антимонопольная и арбитражная практика при рассмотрении дел данной категории. Надеемся, что учет опыта 2022 года позволит участникам закупок минимизировать риски включения в РНП, сориентироваться в возможных способах и средствах доказывания своей добросовестности. Обзор правовых позиций в настоящей статье будет релевантным к отношениям, вытекающим как из Закона № 44-ФЗ, так и из Закона № 223-ФЗ, независимо от применяемой автором терминологии («контракт», «договор»).

Читаем

https://gkgz.ru/reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov-obzor-pravoprimenitelnoj-praktiki-za-2022-god/

11.Обзор судебной практики ФАС России в сфере государственных закупок за 1 квартал 2023 года

⁠Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева в видео обзоре рассказывает о наиболее примечательных судебных делах по нарушениям 44-ФЗ за первый квартал 2023 года.

В этом выпуске обзор дел:

  • о неправомерных требованиях к участникам закупки;
  • о незаконном объединении в один лот разных услуг;
  • о ненадлежащем формировании объекта закупки.

Смотрим видео обзор по ссылке

https://gkgz.ru/obzor-sudebnoj-praktiki-fas-rossii-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-za-1-kvartal-2023-goda

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

⁠1.В муниципальном образовании создан уполномоченный орган по определению поставщиков для заказчиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом N 44-ФЗ. С 1 февраля 2023 года автономные учреждения города, ранее осуществлявшие свою деятельность по Закону N 223-ФЗ, в установленные законом сроки не разместили в ЕИС отчет о закупках у СМП, в связи с чем до конца года будут осуществлять свою деятельность частично в соответствии с N 44-ФЗ (часть 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).

Может ли уполномоченный орган по Закону N 44-ФЗ осуществлять функции по определению поставщика (включая работу комиссии по осуществлению закупок) для таких автономных учреждений?

По данному вопросу эксперты придерживаемся следующей позиции:

Централизация закупок названных в вопросе автономных учреждений в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок, законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем орган, исполняющий функции представителя собственника имущества указанных учреждений, вполне может элементы централизации закупок для них.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/mozhet-li-upolnomochennyj-organ-po-zakonu-n-44-fz-osushhestvlyat-funktsii-po-opredeleniyu-postavshhika-dlya-avtonomnyh-uchrezhdenij-pereshedshih-na-44-fz/

2.Какой вид работ допустимо определить в качестве детализирующего показателя по показателю «наличие у участников закупки опыта, связанного с предметом закупки»?

Можно уточнить, что это должен быть опыт работ по подготовке разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории? Или же нужно засчитывать опыт выполнения любых работ по подготовке проектной документации и/или выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности?

Ответ

https://gkgz.ru/mozhno-li-utochnit-v-poryadke-otsenki-konkursnyh-zayavok-kakie-imenno-raboty-sleduet-schitat-svyazannymi-s-predmetom-zakupki/

⁠3.Контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники расторгнут заказчиком в одностороннем порядке по той причине, что подрядчик, выполнив лишь часть работ (частичный демонтаж), самовольно прекратил работы и покинул объект. Ни одной приемки выполненных работ в период действия контракта не было. По результатам одностороннего отказа подрядчик внесен в РНП. Уже после расторжения контракта подрядчик представил формы (КС-2) по выполненным работам. Заказчик в целях определения стоимости выполненных и невыполненных работ пригласил экспертную организацию для проведения экспертизы, которая в том числе показала несоответствие объема фактически выполненных работ объему работ, указанному подрядчиком в КС-2. Кроме того, выявлено несоответствие используемых материалов. Экспертиза проводилась без участия представителя подрядчика.

Обязан ли был заказчик приглашать подрядчика во время проведения экспертизы? Есть ли у заказчика обязанность по подписанию актов выполненных работ после расторжения контракта?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Заказчик не вправе подписывать акты приема выполненных работ по расторгнутому контракту. Обязанности пригласить, обеспечить участие представителя подрядчика в проводимой после расторжения контракта экспертизы у заказчика нет.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/est-li-u-zakazchika-obyazannost-po-podpisaniyu-aktov-vypolnennyh-rabot-posle-rastorzheniya-kontrakta/

4.Как рассчитать срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта?

⁠Заказчик указал, что срок исполнения контракта — в течение 240 дней после его заключения, притом что поставка товара производится в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта. Как участнику рассчитать срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта? Ведь срок исполнения складывается из 10 рабочих дней для поставки, 20 рабочих дней для приемки и 7 рабочих дней для оплаты, т. е. это никак не 240 календарных дней.

Ответ

https://gkgz.ru/kak-rasschitat-srok-dejstviya-nezavisimoj-garantii-predostavlyaemoj-v-kachestve-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta/

5.Можно ли при закупке услуг по периодическому медосмотру сотрудников установить требования к удаленности места оказания услуг от места нахождения заказчика?

⁠Планируем провести электронный аукцион на оказание услуг по периодическому медицинскому осмотру сотрудников колледжа. Правомерно ли установить требования к удаленности места оказания услуг от места нахождения заказчика (например, не более 50 км)?

Ответ

https://gkgz.ru/mozhno-li-pri-zakupke-uslug-po-periodicheskomu-medosmotru-sotrudnikov-ustanovit-trebovaniya-k-udalennosti-mesta-okazaniya-uslug-ot-mesta-nahozhdeniya-zakazchika/

⁠6.В рамках государственного контракта были выполнены работы по капитальному ремонту объекта и установлены гарантийные обязательства подрядчика перед заказчиком.

В период течения срока гарантийных обязательств объект выбыл из владения заказчика, правообладателем стало иное юридическое лицо.

Кем должны быть заявлены требования к подрядчику об устранении выявленных в период срока гарантийных обязательств дефектов: заказчиком или новым владельцем объекта?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

В описанной ситуации заявить требования об устранении выявленных недостатков должен государственный заказчик.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/ob-ustranenii-vyyavlennyh-v-period-sroka-garantijnyh-obyazatelstv-defektov/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 17.04.2023 по 23.04.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...