В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.”Роскосмос” хочет засекретить свои закупки, связанные с гособоронзаказом (Закон № 223-ФЗ)
Документ: Законопроект ID проекта 01/05/04-23/00137859
https://gkgz.ru/roskosmos-predlagaet-zasekretit-informatsiyu-o-zakupkah-goskompanij-zakon-223-fz/
2.В госзакупках станет больше послаблений — Закон опубликован
Среди прочего упростят обоснование НМЦК. Ценовой порог для ряда электронных процедур увеличат. Разрешат заключать контракт со вторым участником, если заказчик отказался от сделки, но победителя не включили в РНП из-за форс-мажора.
Новшества заработают 9 мая.
Документы: Федеральный закон от 28.04.2023 N 154-ФЗ
https://gkgz.ru/v-goszakupkah-stanet-bolshe-poslablenij-zakon-opublikovan/
3.Подкаст Про Закупки № 1 от 29.04.2023
Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ «О внесении изменений в Закон „О контрактной системе в сфере закупок “». Гражданский контроль госзакупок и наш корреспондент Елена Браун вкратце расскажут об оптимизационных поправках.
Встречайте наш первый подкаст Про Закупки.
https://gkgz.ru/podkast-pro-zakupki-1-ot-29-04-2023/
4.Минфин опубликовал законопроект, который вносит изменения по применению национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Закон вступит в силу с октября 2023 года.
Документ:
Законопроект ID проекта 01/05/04-23/00137928
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин разъяснил нюансы установления дополнительных требований к участникам закупок по Закону N 44-ФЗ
Документ: Письмо Минфина России от 14 апреля 2023 г. N 24-06-09/33774
2.ФАС: гражданско-правовые договоры не подтверждают наличие специалистов у участника госзакупки
Документ: Письмо ФАС России от 07.02.2023 N ПИ/8371/23
3.ФАС России выпустила письмо “О применении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок медицинских изделий для стентирования коронарных артерий”.
Документ:
Письмо МЗ РФ от 22.02.2023 N 25-3/И/2-2789
Письмо ФАС России от 24.04.2023 N МШ/31508/23
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Ошибки при выборе способа госзакупки: примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Госзаказчики дробили закупки, чтобы избежать конкурентных процедур. Без достаточных оснований заключали срочные сделки с единственным поставщиком. Приобретали товары, работы или услуги из аукционного перечня, а также услуги ОСАГО неверным способом.
Подробнее в обзоре
https://gkgz.ru/oshibki-pri-vybore-sposoba-goszakupki-primery-iz-praktiki-za-2022-2023-gody/
2.ВС РФ: Исполнитель по контракту не имеет права обжаловать предписания контрольного органа заказчика (Закон № 44-ФЗ)
Документ: Определение ВС РФ от 18.04.2023 № 308-ЭС23-3950 по делу № А32-6131/2022
3.Работы начали до заключения госконтракта — суды не нашли ограничения конкуренции
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.04.2023 по делу N А67-1738/2021
4.В каком размере заказчик может предъявить требование по гарантии, если контракт не исполнен? (Закон № 44-ФЗ)
Документ: Постановление АС Центрального округа от 20.04.2023 по делу № А14-1050/2022
5.Поставку товара остановили из-за санкций — апелляция не дала расторгнуть договор по Закону N 223-ФЗ
Документ: Постановление 4-го ААС от 13.04.2023 по делу N А10-4385/2022
6.Верховный Суд решил спор об отказе в выплате по банковской гарантии
Экономколлегия Верховного суда не позволила отказать бенефициару в получении выплаты по банковской гарантии из-за отсутствия документа.
Документ: Определение ВС РФ № 305-ЭС22-23473 от 22.03.2023 по делу № А41-65493/2021
https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-reshil-spor-ob-otkaze-v-vyplate-po-bankovskoj-garantii/
7.Кассация: подрядчик по госконтракту не должен подтверждать затраты на материалы документами
Документ: Постановление АС Московского округа от 10.04.2023 по делу N А41-30827/2022
8.ВС РФ: оплата юридических услуг может быть поставлена в зависимость от усилий, приложенных исполнителем
Документ: Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 4 апреля 2023 г. № 305-ЭС22-24429 по делу № А40-67639/2021
9.Госзаказчик вовремя не представил исходные данные — оснований для неустойки нет, напомнили суды
Документ: Определение ВС РФ от 13.04.2023 N 305-ЭС23-3826 по делу № А40-28409/2022
10.Реестр недобросовестных поставщиков: обзор правоприменительной практики за 2022 год
2022 год был насыщен внешнеэкономическими, политическими и иными событиями, что неизбежно отразилось и на закупочной сфере. Одним из аспектов такого влияния стала невозможность исполнения заключенных контрактов (договоров) или подписания новых из-за внешних санкций, разрыва привычных логистических связей и договорных отношений с зарубежными бизнес-партнерами, призыва ключевого персонала на военную службу по мобилизации. Ввиду таких обстоятельств, перед правоприменителями в ушедшем году неоднократно ставился вопрос о наличии оснований для включения участников закупок в реестры недобросовестных поставщиков по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ (далее – РНП, реестр).
В статье рассмотрим, какие подходы выработала антимонопольная и арбитражная практика при рассмотрении дел данной категории. Надеемся, что учет опыта 2022 года позволит участникам закупок минимизировать риски включения в РНП, сориентироваться в возможных способах и средствах доказывания своей добросовестности. Обзор правовых позиций в настоящей статье будет релевантным к отношениям, вытекающим как из Закона № 44-ФЗ, так и из Закона № 223-ФЗ, независимо от применяемой автором терминологии («контракт», «договор»).
Читаем
https://gkgz.ru/reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov-obzor-pravoprimenitelnoj-praktiki-za-2022-god/
11.Обзор судебной практики ФАС России в сфере государственных закупок за 1 квартал 2023 года
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева в видео обзоре рассказывает о наиболее примечательных судебных делах по нарушениям 44-ФЗ за первый квартал 2023 года.
В этом выпуске обзор дел:
- о неправомерных требованиях к участникам закупки;
- о незаконном объединении в один лот разных услуг;
- о ненадлежащем формировании объекта закупки.
Смотрим видео обзор по ссылке
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.В муниципальном образовании создан уполномоченный орган по определению поставщиков для заказчиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом N 44-ФЗ. С 1 февраля 2023 года автономные учреждения города, ранее осуществлявшие свою деятельность по Закону N 223-ФЗ, в установленные законом сроки не разместили в ЕИС отчет о закупках у СМП, в связи с чем до конца года будут осуществлять свою деятельность частично в соответствии с N 44-ФЗ (часть 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Может ли уполномоченный орган по Закону N 44-ФЗ осуществлять функции по определению поставщика (включая работу комиссии по осуществлению закупок) для таких автономных учреждений?
По данному вопросу эксперты придерживаемся следующей позиции:
Централизация закупок названных в вопросе автономных учреждений в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок, законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем орган, исполняющий функции представителя собственника имущества указанных учреждений, вполне может элементы централизации закупок для них.
Обоснование позиции:
2.Какой вид работ допустимо определить в качестве детализирующего показателя по показателю «наличие у участников закупки опыта, связанного с предметом закупки»?
Можно уточнить, что это должен быть опыт работ по подготовке разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству территории? Или же нужно засчитывать опыт выполнения любых работ по подготовке проектной документации и/или выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности?
Ответ
3.Контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники расторгнут заказчиком в одностороннем порядке по той причине, что подрядчик, выполнив лишь часть работ (частичный демонтаж), самовольно прекратил работы и покинул объект. Ни одной приемки выполненных работ в период действия контракта не было. По результатам одностороннего отказа подрядчик внесен в РНП. Уже после расторжения контракта подрядчик представил формы (КС-2) по выполненным работам. Заказчик в целях определения стоимости выполненных и невыполненных работ пригласил экспертную организацию для проведения экспертизы, которая в том числе показала несоответствие объема фактически выполненных работ объему работ, указанному подрядчиком в КС-2. Кроме того, выявлено несоответствие используемых материалов. Экспертиза проводилась без участия представителя подрядчика.
Обязан ли был заказчик приглашать подрядчика во время проведения экспертизы? Есть ли у заказчика обязанность по подписанию актов выполненных работ после расторжения контракта?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Заказчик не вправе подписывать акты приема выполненных работ по расторгнутому контракту. Обязанности пригласить, обеспечить участие представителя подрядчика в проводимой после расторжения контракта экспертизы у заказчика нет.
Обоснование вывода:
4.Как рассчитать срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта?
Заказчик указал, что срок исполнения контракта — в течение 240 дней после его заключения, притом что поставка товара производится в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта. Как участнику рассчитать срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта? Ведь срок исполнения складывается из 10 рабочих дней для поставки, 20 рабочих дней для приемки и 7 рабочих дней для оплаты, т. е. это никак не 240 календарных дней.
Ответ
5.Можно ли при закупке услуг по периодическому медосмотру сотрудников установить требования к удаленности места оказания услуг от места нахождения заказчика?
Планируем провести электронный аукцион на оказание услуг по периодическому медицинскому осмотру сотрудников колледжа. Правомерно ли установить требования к удаленности места оказания услуг от места нахождения заказчика (например, не более 50 км)?
Ответ
6.В рамках государственного контракта были выполнены работы по капитальному ремонту объекта и установлены гарантийные обязательства подрядчика перед заказчиком.
В период течения срока гарантийных обязательств объект выбыл из владения заказчика, правообладателем стало иное юридическое лицо.
Кем должны быть заявлены требования к подрядчику об устранении выявленных в период срока гарантийных обязательств дефектов: заказчиком или новым владельцем объекта?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В описанной ситуации заявить требования об устранении выявленных недостатков должен государственный заказчик.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/ob-ustranenii-vyyavlennyh-v-period-sroka-garantijnyh-obyazatelstv-defektov/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 17.04.2023 по 23.04.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию