В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Утверждено Положение о межведомственной комиссии по формированию перечня медицинских изделий, спецпродуктов лечебного питания, при закупке которых допускается указание на товарный знак
Минздрав утвердил правила работы межведомственной комиссии, которая будет формировать перечень изделий и спецпродуктов, назначаемых пациентам в индивидуальном порядке.
Документ:
Приказ Минздрава России от 13.10.2023 № 550н
Приказ Минздрава России от 13.10.2023 № 551н
2.Медицинские госзакупки без эквивалента: утверждена форма заявления о включении товаров в перечень
Документ: Приказ Минздрава России от 13.10.2023 N 551н
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин разъяснил порядок применения ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ
Разъяснены нюансы оформления контрактов по Закону №44-ФЗ, которые могут заключаться в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.
Документ: Письмо Минфина России от 20.10.2023 № 24-01-07/99890
https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-poryadok-primeneniya-ch-15-st-34-zakona-44-fz/
2.Рассмотрение жалоб при госзакупках: Минфин разъяснил нюансы
Документ: Письмо Минфина России от 20.10.2023 № 24-01-07/100177
https://gkgz.ru/rassmotrenie-zhalob-pri-goszakupkah-minfin-razyasnil-nyuansy/
3.Минпромторг планирует объединить реестры российской продукции (ПП № 719 и № 878)
Минпромторг намерен упростить процедуру подтверждения российского происхождения товаров — для этого ведомство предлагает объединить реестры российской промышленной и радиоэлектронной продукции (ПП № 719 и № 878).
Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/10-23/00143055
https://gkgz.ru/minpromtorg-planiruet-obedinit-reestry-rossijskoj-produktsii-pp-719-i-878/
4.Электронные площадки для госзакупок получат право взимать плату на проведение ими иных видов торгов
Документ: Проект постановление Правительства РФ ID проекта 01/01/10-23/00143084
5.Минздрав разъяснил особенности расчета НМЦК на закупку лекарств
Ведомство рассказало, когда при определении НМЦК заказчики должны использовать минимальное значение цены за единицу лекарства.
Документ: Письмо Минздрава от 24.10.2023 № 25-7/9975
https://gkgz.ru/minzdrav-razyasnil-osobennosti-rascheta-nmtsk-na-zakupku-lekarstv/
6.Совет директоров Банка России 27 октября 2023 года принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 15,00% годовых.
Ключевая ставка с 30.10.2023 г — 15%. Размер ключевой ставки имеет значение, в частности, при начислении заказчикам и поставщикам пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
https://gkgz.ru/bank-rossii-povysil-klyuchevuyu-stavku-do-15-s-13-godovyh/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Односторонний отказ заказчика от госконтракта: интересные примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Признают ли отказ незаконным, если поставщику не содействовали в работе? Может ли заказчик разорвать сделку из-за медленного исполнения или мелких недостатков? Допустимо ли расторгнуть контракт по соглашению вместо одностороннего отказа?
Ответы в обзоре
2.ФАС: Расторжение договора между заказчиком и поставщиком в судебном порядке не влечет автоматического включения подрядчика в РНП
Для этого должны быть установлены существенные нарушения исполнителем условий договора.
Документ: Постановление 9 ААС от 12.10.2023 г № 09АП-62608/2023 по делу № А40-96409/23
3.ВС РФ: одного лишь факта неподписания госконтракта мало, чтобы включить сведения о победителе в РНП
Документ: Определение ВС РФ от 16.10.2023 N 305-ЭС23-10096 по делу № А40-47485/2022
4.Для целей оценки заявок заказчик не вправе приводить цены, предложенные участниками, к единому базису
Заказчик при оценке заявок сравнивал цены участников без учета НДС, хотя часть заявок подана с указанием НДС. Суды усмотрели в этом нарушение (Закон №223-ФЗ).
Документ: Постановление АС Московского округа от 19.10.2023 г № Ф05-23027/2023 по делу № А40-230208/2022
5.Заказчик предъявил необоснованное требование к банку о выплате по гарантии. На возмещении каких убытков может рассчитывать подрядчик – принципал ?
Суды разбирались, в каком размере несет ответственность заказчик – бенефициар, если требование к банку о выплате по гарантии было незаконным (Закон №44-ФЗ).
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.10.2023 № Ф07-15424/2023 по делу № А56-69268/2022
6.Поставщик нарушил срок ремонта товара по гарантии. Как рассчитать неустойку ?
Суды напомнили порядок расчета неустойки за просрочку исполнения гарантийных обязательств.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 24.10.2023 № Ф07-15564/2023 по делу № А56-30402/2023
https://gkgz.ru/postavshhik-narushil-srok-remonta-tovar-po-garantii-kak-rasschitat-neustojku/
7.Кассация: требование о необходимости выполнения услуг лично поставщиком является правом заказчика
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2023 № Ф02-4960/2023 по делу № А19-22922/2022
8.Суды напомнили антимонопольному органу, что понятия «подача жалобы» и «поступление жалобы в контрольный орган» не идентичны (223-ФЗ)
Документ: Постановление АС Уральского округа от 17.10.2023 № Ф09-6363/2023 по делу № А50-33396/2022
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Вправе ли заказчик при продлении срока исполнения госконтракта требовать новую банковскую гарантии на всю цену контракта, без учета исполненных обязательств? За чей счет такая гарантия предоставляется?
Между ФКУ (федеральное казенное учреждение) и организацией заключен госконтракт на оказание услуг. Условиями контракта установлено, что в случае, если выявилось, что обеспечение обязательств исполнителя по исполнению контракта, установленное контрактом, отсутствует, перестало отвечать требованиям законодательства РФ или является недействительным, в том числе в случае отзыва в соответствии с законодательством РФ у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, исполнитель обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком исполнителя о необходимости предоставить обеспечение, соответствующее требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. За каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства предоставить новое обеспечение исполнения контракта начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном контрактом.
Дополнительным соглашением срок оказания услуг на основании ст. 95 Закона N 44-ФЗ и п. 6 ст. 161 БК РФ изменен (увеличен на год). Банковская гарантия должна быть продлена (выпущена допгарантия на стоимость неисполненных обязательств на срок продления контракта). Заказчик требует выпустить гарантию на всю стоимость контракта без учета исполненных обязательств на весь срок действия контракта.
В каком виде должна быть выпущена в данном случае гарантия, т.е. какая отражается сумма обязательств и какой срок ее действия?
Может ли организация потребовать возмещения от заказчика своих непредвиденных затрат, в том числе расходов на выпуск новой гарантии, размера зарплаты сотрудников и т.д.?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В описанной в вопросе ситуации требование заказчика о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта на весь срок исполнения контракта правомерно.
Полагаем, новая независимая гарантия может быть предоставлена контрагентом на сумму, уменьшенную пропорционально стоимости исполненных обязательств, от ранее предоставленного обеспечения контракта.
При этом, на наш взгляд, расходы принципала на оплату новой независимой гарантии являются обычными хозяйственными расходами контрагента и не подлежат возмещению бенефициаром (заказчиком).
Обоснование вывода:
2.Можно ли указать в порядке оценки заявок, что вместо направления контрактов, сведения о которых имеются в реестре контрактов в ЕИС, участник может сообщить номер реестровой записи контракта?
Можно ли указать в порядке оценки заявок, что в случае предоставления для получения баллов по показателю «наличие опыта» контрактов, сведения о которых содержатся в реестре контрактов в ЕИС, вместо направления копий таких документов участник вправе указать номер реестровой записи? И что в случае противоречий между сведениями, которые содержатся в документах участника и в реестре контрактов, приоритет отдается последним?
Ответ
3.Вправе ли заказчик использовать неактуальную позицию КТРУ, если срок для актуальной еще не наступил?
Нет, не вправе.
Обоснование:
4.Изменение условий контракта, обязательства по которому исполнены
Возможно ли заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту после окончания срока его действия с целью корректировки сумм и стоимости установленного оборудования? Работы были приняты заказчиком и оплачены, по истечении времени были обнаружены неточности.
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Упомянутый в вопросе контракт прекратил действие, соответственно, данный контракт нельзя изменить.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/izmenenie-uslovij-kontrakta-obyazatelstva-po-kotoromu-ispolneny/
5.Объявлен электронный аукцион на строительство автодороги.
Какими типовыми условиями контракта необходимо руководствоваться заказчику?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
В целях формирования проекта контракта в случае закупки работ по строительству автомобильных дорог заказчику необходимо руководствоваться типовыми условиями контракта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2023 г. N 1066.
Обоснование позиции:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 16.10.2023 по 22.10.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию