Свежий обзор закупочного законодательства с 15.09.2025 по 21.09.2025

Свежий обзор закупочного законодательства с 15.09.2025 по 21.09.2025

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

✅ Нужна юридическая помощь, консалтинг - ОБРАЩАЙТЕСЬ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Минфин утвердил новый порядок санкционирования расходов учреждений с лицевыми счетами в ТОФК

Бюджетные и автономные учреждения, которые получают финансирование в виде бюджетных субсидий, теперь работают по обновлённым правилам.

Документ: Приказ Минфина России от 07.05.2025 № 53н

Подробности: https://gkgz.ru/minfin-utverdil-novyj-poryadok-sanktsionirovaniya-rashodov-uchrezhdenij-s-litsevymi-schetami-v-tofk/

2.Минпромторг утвердил перечень документов для обоснования цен по гособоронзаказу: с 27 сентября новые правила

27 сентября 2025 г. вступает в силу приказ Минпромторга России от 04.04.2025 № 1652. Документ устанавливает детальный перечень бумаг, которые исполнители государственного оборонного заказа (ГОЗ) должны представлять в министерство при подаче предложений о цене или прогнозной цене продукции.

Подробности: https://gkgz.ru/minpromtorg-utverdil-perechen-dokumentov-dlya-obosnovaniya-tsen-po-gosoboronzakazu-s-27-sentyabrya-novye-pravila/

3.Минфин обновил «черный список» признаков нарушений для казначейского сопровождения

Минфин России утвердил новый порядок формирования и ведения классификатора признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения (приказ от 23.06.2025 № 76н). Документ заменяет действовавшие с 2021 года правила и вводит расширенный перечень «тревожных» сигналов, за которыми будет следить Федеральное казначейство через систему «Электронный бюджет».

Подробности: https://gkgz.ru/minfin-obnovil-chernyj-spisok-priznakov-narushenij-dlya-kaznachejskogo-soprovozhdeniya/

4.Правительство утвердило балльную систему локализации для алюминиевой посуды

Правительство РФ расширило перечень продукции, признаваемой российской по постановлению № 719. Новые требования утверждены постановлением от 18 сентября 2025 г. № 1431.

Подробности: https://gkgz.ru/pravitelstvo-utverdilo-ballnuyu-sistemu-lokalizatsii-dlya-alyuminievoj-posudy/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Росздравнадзор напомнил: с 1 сентября 2025 года меняется порядок приёмки маркированных медизделий

Информационное сообщение опубликовано Росздравнадзором 11 сентября 2025 года.

Подробности: https://gkgz.ru/roszdravnadzor-napomnil-s-1-sentyabrya-2025-goda-menyaetsya-poryadok-priyomki-markirovannyh-medizdelij/

2.Минфин напомнил: при поставке «товара в составе работ» из аукционного перечня — только аукцион

Минфин разъяснил порядок выбора способа закупки, когда в контракт на работы или услуги включена поставка товара.

Документ: письмо Минфина России от 10.09.2025 года № 24-06-09/88144

Подробности: https://gkgz.ru/minfin-napomnil-pri-postavke-tovara-v-sostave-rabot-iz-auktsionnogo-perechnya-tolko-auktsion/

3.ФАС разъяснила, как указывать товарные знаки в закупках по 44-ФЗ: пять ключевых позиций

Федеральная антимонопольная служба направила информационное письмо, где системно изложила подход к товарным знакам в госзакупках. Ниже — все пять основных тезисов.

Документ: письмо ФАС России от 29.08.2025 № ГР/81837/25

Подробности: https://gkgz.ru/fas-razyasnila-kak-ukazyvat-tovarnye-znaki-v-zakupkah-po-44-fz-pyat-klyuchevyh-pozitsij/

4.Закупки спортпитания: Минпромторг смягчает правила приёмки маркированной продукции

Минпромторг вынес на обсуждение проект поправок в Постановление № 811 о маркировке пищевой продукции для спортсменов.

ID проекта 01/01/09-25/00160075

Подробности: https://gkgz.ru/zakupki-sportpitaniya-minpromtorg-smyagchaet-pravila-priyomki-markirovannoj-produktsii/

5.Нацрежим: «второй лишний» проверяют по всей заявке, а не по каждой позиции

Минфин уточнил, как применять защитные меры при закупке нескольких товаров из перечней с ограничениями.

Документ: Письмо Минфина России от 02.09.2025 N 24-07-08/85390

Подробности: https://gkgz.ru/natsrezhim-vtoroj-lishnij-proveryayut-po-vsej-zayavke-a-ne-po-kazhdoj-pozitsii/

6.ФАС России подтвердила: характеристики медизделий в закупках проверяются только по реестру Росздравнадзора

Федеральная антимонопольная служба поддержала позицию Московского УФАС по делу № 077/07/00-497/2025 о закупке катетеров для НМИЦ ЛРЦ Минздрава.

Документ: письмо ФАС России от 28 февраля 2025 года № ДФ/18210/25

Подробности: https://gkgz.ru/fas-rossii-podtverdila-harakteristiki-medizdelij-v-zakupkah-proveryayutsya-tolko-po-reestru-roszdravnadzora/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Не попал в РНП из-за поломки компьютера: Тульское УФАС оправдало победителя госзакупки

Тульское УФАС отказалось включать победителя госзакупки в реестр недобросовестных поставщиков, хотя заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Причина срыва сроков оказалась почти бытовой — в день подписания сломался компьютер.

Документ: Решение Тульского УФАС России от 27.08.2025 № 071/10/104-847/2025

Подробности: https://gkgz.ru/ne-popal-v-rnp-iz-za-polomki-kompyutera-tulskoe-ufas-opravdalo-pobeditelya-goszakupki/

2.УФАС: для «вахтёра с функциями охраны» нужна лицензия ЧОП

Кировское УФАС России напомнило заказчикам: если в техзадании на услуги вахтёра фактически заложены функции охранника, требование о наличии лицензии на охранную деятельность обязательно.

Документ: Решение Кировского УФАС России от 26.08.2025 № 043/06/105-739/2025

Подробности: https://gkgz.ru/ufas-dlya-vahtyora-s-funktsiyami-ohrany-nuzhna-litsenziya-chop/

3.Искусственное дробление закупки: Верховный суд подтвердил ничтожность контрактов г. Волжского

Верховный суд РФ окончательно поставил точку в деле о «разделённой» закупке на обследование домов в Волжском. Суд подтвердил: заказчик не вправе дробить единую сделку, чтобы обойти конкурентные процедуры Закона № 44-ФЗ.

Документы: Определение ВС РФ от 12.09.2025 № 306-ЭС25-8451 по делу А12-12202/2024

Подробности: https://gkgz.ru/iskusstvennoe-droblenie-zakupki-verhovnyj-sud-podtverdil-nichtozhnost-kontraktov-g-volzhskogo/

4.Добро в зоне СВО перевесило формальность: поставщика не внесли в РНП

Суд отменил решение Тюменского УФАС о включении ООО «ЛабПремиум» и его директора в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Одним из учтённых обстоятельств стала постоянная благотворительная помощь руководителя компании больницам Донбасса.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.08.2025 № А70-21268/2024 по делу А70-21268/2024

Подробности: https://gkgz.ru/dobro-v-zone-svo-perevesilo-formalnost-postavshhika-ne-vnesli-v-rnp/

5.Апелляция: получатель субсидии обязан вернуть средства, даже если подрядчик их не возместил

Апелляция подтвердила обязанность департамента природных ресурсов Брянской области вернуть в федеральный бюджет более 3,1 млн руб., несмотря на то что взыскать эти средства с подрядчика не удалось.

Документ: Постановление 20-го ААС от 25.07.2025 № 20АП-2220/2025 по делу № А09-9273/2024

Подробности: https://gkgz.ru/apellyatsiya-poluchatel-subsidii-obyazan-vernut-sredstva-dazhe-esli-podryadchik-ih-ne-vozmestil/

6.Кассация отменила «дорожные» доптребования: строительный контроль не приравнен к капремонту

АС Северо-Кавказского округа поставил точку в споре между муниципалитетом Сочи и краевым УФАС по закупке услуг строительного контроля за ремонтом дороги.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2025 № Ф08-4908/2025 по делу № А32-50425/2024

Подробности: https://gkgz.ru/kassatsiya-otmenila-dorozhnye-doptrebovaniya-stroitelnyj-kontrol-ne-priravnen-k-kapremontu/

7.Суды уточнили критерии законности предписаний ФАС: когда «обязать заказчика» – незаконно

АС Московского округа подтвердил: предписание антимонопольного органа, которое невозможно исполнить или которое возлагает обязанности на лицо, не совершавшее нарушений, подлежит отмене.

Документ: Постановление АС Московского округа от 15.09.2025 № Ф05-13162/2025 по делу № А40-260264/2024

Подробности: https://gkgz.ru/sudy-utochnili-kriterii-zakonnosti-predpisanij-fas-kogda-obyazat-zakazchika-nezakonno/

8.Суд прокуратуре: картель – не сделка

В порыве борьбы с участниками картелей и необходимостью неукоснительного выполнения задачи пополнения бюджета страны органы прокуратуры до сих пор не понимают очевидной истины, что такое сделка, а что ей никогда являться не будет.

Документ: постановление АС Уральского округа от 01.07.2025 г № Ф09-1979/2025 по делу А76-194/2024

Подробности: https://gkgz.ru/sud-prokurature-kartel-ne-sdelka/

9.ВС РФ оценит «наказание рублём» ФАС за отказ ознакомить с материалами дела

Верховный суд РФ принял к рассмотрению кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в резонансном деле о доступе к материалам антимонопольных проверок. Поводом стало взыскание так называемой судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения решения суда.

Документ: определение ВС РФ от 17.09.2025 г № 305-ЭС25-6589 по делу А40-87301/2023

Подробности: https://gkgz.ru/vs-rf-otsenit-nakazanie-rublyom-fas-za-otkaz-oznakomit-s-materialami-dela/

10.Лицензия действует по всей РФ: заказчик не вправе требовать “местный адрес” в заявке

Московское УФАС и арбитражные суды двух инстанций расставили точки над i в споре о «географической привязке» лицензии.

Документ: постановление 9 АСС от 12.08.2025 г № 09АП-12044/2025 по делу А40-243025/2024

Подробности: https://gkgz.ru/sudy-podtverdili-mesto-okazaniya-rabot-ne-nuzhno-ukazyvat-v-litsenzii/

11.ФАС может пересматривать решения своих управлений о РНП, но подрядчику это не помогло

Документ: определение ВС РФ от 16.09.2025 г № 305-ЭС25-8495 по делу А40-71985/2024

Подробности: https://gkgz.ru/fas-mozhet-peresmatrivat-resheniya-svoih-upravlenij-o-rnp-no-podryadchiku-eto-ne-pomoglo/

12.Кассация разъяснила: пени за просрочку гарантийного ремонта можно списать

Кассация подтвердила: пени за просрочку гарантийного ремонта можно списать, если дефекты устранены и размер начислений не превышает 5 % цены контракта — даже если гарантийный срок ещё продолжается.

Документ: постановление АС Северо-Западного округа от 11.09.2025 №  Ф07-7164/2025 по делу № А56-86151/2024

Подробности: https://gkgz.ru/kassatsiya-razyasnila-peni-za-prosrochku-garantijnogo-remonta-mozhno-spisat/

13.ВС РФ подтвердил право заказчиков закупать квартиры для сирот «пакетами»

Верховный суд РФ поставил точку в споре о допустимости «укрупнённых» лотов при закупке жилья для детей-сирот.

Документы: Определение ВС РФ от 16.09.2025 № 304-ЭС25-8278 по делу А45-1233/2024

Подробности: https://gkgz.ru/vs-rf-podtverdil-pravo-zakazchikov-zakupat-kvartiry-dlya-sirot-paketami/

14.Картельный «таран» в госзакупках: суды подтвердили взыскание дохода в доход государства

Документ: определение ВС РФ от 18.09.2025 г № 304-ЭС25-8614 по делу А45-21729/2024

Подробности: https://gkgz.ru/kartelnyj-taran-v-goszakupkah-sudy-podtverdili-vzyskanie-dohoda-v-dohod-gosudarstva/

15.Закупка без конкуренции обернулась ничтожностью: Верховный суд подтвердил позицию нижестоящих инстанций

Документ: определение ВС РФ от 18.09.2025 г № 303-ЭС25-9088 по делу А37-1623/2024

Подробности: https://gkgz.ru/zakupka-bez-konkurentsii-obernulas-nichtozhnostyu-verhovnyj-sud-podtverdil-pozitsiyu-nizhestoyashhih-instantsij/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Ограничивает ли Закон N 44-ФЗ прием работников контрактной службы в рамках совместительства?

Сотрудник, принятый по совместительству на 0,5 ставки на должность руководителя контрактной службы по Закону N 44-ФЗ в казенное учреждение, уже работает и исполняет функции по основному месту работы в другом казенном учреждении в контрактной службе.

Ограничивает ли Закон N 44-ФЗ прием работников контрактной службы в рамках совместительства?

https://gkgz.ru/ogranichivaet-li-zakon-n-44-fz-priem-rabotnikov-kontraktnoj-sluzhby-v-ramkah-sovmestitelstva/

2.Декларирование факта отсутствия товаров в реестре российской промышленной продукции в рамках закупок по Закону N 44-ФЗ

❓Для чего необходимо декларирование отсутствия товаров в реестре российской промышленной продукции и отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров в соответствии с требованиями Постановления 1875 при осуществлении закупок в рамках Закона N 44-ФЗ? Предусмотрена ли ответственность за отсутствие декларирования? Как направлять уведомление об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции в Минпромторг?

Подробнее: https://gkgz.ru/deklarirovanie-fakta-otsutstviya-tovarov-v-reestre-rossijskoj-promyshlennoj-produktsii-v-ramkah-zakupok-po-zakonu-n-44-fz/

 

✅ Нужна помощь, консалтинг - обращайтесь в редакцию 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...