В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.ФСИН России организует работу по каталогизации продукции
Документ: Приказ ФСИН России от 08.10.2024 № 714
https://gkgz.ru/fsin-rossii-organizuet-rabotu-po-katalogizatsii-produktsii/
2.Изменять существенные условия госконтракта можно будет на постоянной основе
Законопроект № 722148-8
https://gkgz.ru/izmenyat-sushhestvennye-usloviya-goskontrakta-mozhno-budet-na-postoyannoj-osnove/
3.Внесены изменения в Правила формирования и ведения реестра российской промышленной продукции
Документ: Постановление Правительства РФ от 15.10.2024 № 1376
4.Предложено установить случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не потребуется подготовка рабочей документации
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/10-24/00151400
5.Спецрежим госзакупок в Крыму и Севастополе: продление до 2030 года и новые возможности
Законопроект № 745459-8
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.ФАС и Минздрав разъяснили особенности закупки медизделий
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам не является их характеристикой.
Документ: Совместное письмо Минздрава России и ФАС России от 14.10.2024 г. №№ 25-3/и/2-20326, ТН/92615/24
https://gkgz.ru/fas-i-minzdrav-razyasnili-osobennosti-zakupki-medizdelij/
2.Минфин опубликовал перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения госконтрактов на 11.10.2024 г
3.ФАС разъяснила порядок включения поставщиков в РНП при различных способах закупок
Документ: Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24
4.Минфин разъяснил условия освобождения от уплаты неустойки по контрактам согласно Закону № 44-ФЗ
Документ: Письмо Минфина России от 9 июля 2024 г. N 24-06-09/63732
5.Минздрав и ФАС: Различие в кодах НКМИ не является основанием для отклонения заявки в госзакупках
Документ: Письмо Минздрава России № 25-3/и/2-20326, ФАС России № ТН/92615/24 от 14.10.2024
6.ФАС: Участник закупки может подтвердить свой опыт исполненным по 223-ФЗ договором заключенным как с коллективным участником
Документ: Письмо ФАС России от 16.10.2024 г № 28/93561/24
7.Минпромторг утвердил Регламент ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
Документ: Приказ Минпромторга России от 25.07.2024 № 3372
https://gkgz.ru/minpromtorg-utverdil-reglament-vedomstvennogo-kontrolya-v-sfere-zakupok-po-44-fz/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Суд обязал ФАС России выплатить компенсацию участнику закупки за упущенную выгоду
Документ: Решение АС Иркутской области от 03.10.2024 г по делу А19-10865/2024
2.Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за август 2024 года
Госзаказчики неверно оценивали опыт участников, незаконно отклоняли заявки при закупках с доптребованиями и некорректно формулировали типовое условие о привлечении СМП и СОНКО на субподряд. Подробнее об этих нарушениях читайте в обзоре
3.Пример из практики антиконкурентных соглашений с участием заказчика и участника закупки
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.10.2024 № Ф04-4157/2024 по делу № А45-21908/2023
4.Суд признал незаконными требования к участникам закупки на благоустройство, ограничивающие компании с опытом в капитальном строительстве
Документ: Определение ВС РФ от 11.10.2024 г № 309-ЭС24-17196 по делу № А60-43093/2023
5.За отсутствие технической возможности выбора конкретного значения при заполнении заявки в структурированной форме ответит заказчик
Документ: Постановление АС Московского округа от 09.10.2024 № Ф05-20815/2024 по делу № А40-11729/2024
6.Практика контроля строительных контрактов
https://gkgz.ru/praktika-kontrolya-stroitelnyh-kontraktov/
7.ВС РФ не поддержал продление срока исполнения госконтракта на благоустройство из-за плохих погодных условий
Документ: Определение ВС РФ от 09.10.2024 N 308-ЭС24-19557 по делу № А53-43294/2023
8.Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за август 2024 года
Заказчики определяли неверный порядок оценки заявок, без оснований отклоняли их, предъявляли лишние требования к участникам до подведения итогов закупки. Подробнее об этом в обзоре
9.Суд: Согласие участника с условиями заказчика является достаточным для полноценного участия в торгах
Документ: Решение АС города Москвы от 04.10.2024 г № А40-106336/2024
10.Суд напомнил о последствиях заключения сделок при наличии конфликта интересов у члена закупочной комиссии
Документ: Постановление 14 ААС от 09.10.2024 г № 14АП-6439/2024 по делу № А05-1204/2024
11.ВС РФ: Наличие лишь двух участников и минимальное снижение цены на торгах не подтверждает картельный сговор при отсутствии иных доказательств
Документ: Определение ВС РФ от 08.10.2024 г 302-ЭС23-25619 по делу А19-25129/2022
12.Госконтракт расторгли по соглашению после завершения срока выполнения работ — суд решил, что оснований для неустойки нет
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.10.2024 по делу N А32-25748/2023
13.Суд приравнял закупку в электронном магазине к закупкам у единственного поставщика
Документ: решение АС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.10.2024 по делу № А75-12205/2024
14.WhatsApp как доказательство: Кассация подтвердила юридическую силу переписки в мессенджере в споре о поставке
Документ: Определение ВС РФ от 08.10.2024 г № 304-ЭС24-16072 по делу № А27-17021/2022
15.За что контролеры наказывают заказчиков при приемке в 2024 году. Обзор свежей практик
16.Полномочия комиссии по осуществлению закупок. Заказчик как сторона по контракту
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Допустимо ли для расчета НМЦК брать КП с НДС и без
Для расчета НМЦК собрали три коммерческих предложения. Одно предложение без НДС, поставщик на упрощенке, два предложения с НДС. Можно ли их применять для расчета НМЦК?
https://gkgz.ru/dopustimo-li-dlya-rascheta-nmtsk-brat-kp-s-nds-i-bez/
2.Какие характеристики медизделия указать в ТЗ, если в реестре Росздравнадзора они отсутствуют
Собираемся закупить медизделие. В инструкции на сайте Росздравнадзора характеристики отсутствуют. Что указать в извещении?
3.Как рассмотреть заявки участников, которые не предоставили подтверждающие докумен
Проводим аукцион на поставку телевизоров. В извещении установили ограничения допуска по постановлению Правительства № 878. Поступило пять заявок. Все участники продекларировали страну происхождения товара Россия. Только одно предложение подтверждено номером реестровой записи. Отклонять ли остальные заявки, в которых отсутствуют номера реестровых записей?
4.Как указать товарный знак в извещении, если этот товарный знак не имеет словесного обозначения?
Заказчик планирует закупку по Закону N 44-ФЗ. Необходимо указать товарный знак или эквивалент. Но товарный знак не имеет словесного обозначения. Товарный знак зарегистрирован в изобразительной форме.
- Как указать заказчику в данном случае товарный знак в структурированном виде?
- Как поставщик в заявке должен указывать в таком случае товарный знак?
5.Какое основание выбрать для заключения контракта на услуги по хранению документов
Собираемся заключить контракт с Госархивом региона на оказание услуг по приему, систематизации и хранению документов ограниченного доступа. По какому пункту части 1 статьи 93 правомерно заключить контракт, если сумма закупки менее 100 тыс. руб.?
6.Отклонять ли участника закупки, который указал нереальную характеристику
Проводим запрос котировок на поставку йогурта. В описании объекта закупки указана характеристика: массовая доля жира ≥7,5 процента. Участник закупки должен указать конкретное значение показателя. Получили заявку, в которой указано: массовая доля жира 75 процентов. Правомерно ли отклонить участника, ведь йогуртов с такой массовой долей жира не бывает, и на основании какого пункта статьи 48 Закона № 44-ФЗ нужно отклонить?
https://gkgz.ru/otklonyat-li-uchastnika-zakupki-kotoryj-ukazal-nerealnuyu-harakteristiku/
7.Отклонять ли участника, если в реестре СРО указано, что он не внес в компенсационный фонд обеспечение договорных обязательств
Провели аукцион на снос объекта капитального строительства. Начальная цена — 9,9 млн руб. Установили требование о членстве участника в СРО в соответствии со статьей 55.31 ГрК. Участник подал заявку, в реестре СРО указано, что взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств у него нет. Должны ли мы его допускать, если в извещении про этот уровень мы ничего не указали?
8.Правомерно ли провести запрос котировок с ценой выше 10 миллионов рублей
Мы — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. Планируем провести запрос котировок с НМЦК 12 млн руб. Правомерно ли это?
https://gkgz.ru/pravomerno-li-provesti-zapros-kotirovok-s-tsenoj-vyshe-10-millionov-rublej/
9.Правомерно ли отклонить заявку участника, если сведения в выписке из реестра промышленной продукции не соответствуют характеристикам в извещении
Разместили извещение на поставку стульев ученических по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 2 149 497 руб. Установили запрет на допуск иностранных товаров по постановлению Правительства № 616. Установили значение характеристики ростовая группа: 3; 4; 5. Участник предоставил выписку из реестра российской промышленной продукции, где значение характеристики ростовая группа: 3; 4; 5; 6. Правомерно ли отклонить заявку из-за недостоверной информации?
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 07.10.2024 по 13.10.2024 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию