В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Новое исключение из сферы применения закона о госзакупках (44-ФЗ)
С 14.11.2023 г Закон №44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями субъектов РФ, территориальными избирательными комиссиями, осуществляемой за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов РФ, бюджета федеральной территории на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
Документ: Федеральный закон от 14.11.2023 № 531-ФЗ
https://gkgz.ru/novoe-isklyuchenie-iz-sfery-primeneniya-zakona-o-goszakupkah-44-fz/
2.Правительство утвердило Правила перехода субъектов критической информационной инфраструктуры РФ на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов
Субъекты КИИ должны будут применять доверенные программно-аппаратные комплексы.
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.11.2023 № 1912
3.Минстрой уточнил Методику расчёта индексов изменения сметной стоимости строительства
Внесены поправки в Приказ Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр.
Документ: Приказ Минстроя России от 06.10.2023 № 727/пр
4.Роскосмос утвердил порядок составления и представления в уполномоченный банк сведений об иностранных исполнителях, участвующих в выполнении гособоронзаказа
Определён порядок предоставления перечня иностранных исполнителей, входящих в кооперацию головного исполнителя, по контрактам в рамках ГОЗ, заказчиком в которых выступает ГК Роскосмос.
Документ: Приказ ГК «Роскосмос» от 28.08.2023 № 301
5.Отменены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства
17.11.2023 на Официальном портале правовой информации опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2023 № 613/пр.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин обозначил ключевые направления работы в сфере закупок на ближайшие 5 лет
Опубликован план деятельности Министерства финансов РФ на 2023-2028 годы. Согласно плану, в числе приоритетных направлений работы регулятора остаётся повышение эффективности бюджетных расходов в части госзакупок.
Документ: План деятельности Минфина России на 2023 – 2028 годы
Смотрим
2.Минпромторг подготовил поправки в правительственные акты по вопросам национального режима в закупках по Закону № 44-ФЗ
Постановления Правительства РФ об ограничениях и запретах на допуск иностранной продукции в госзакупках хотят объединить и унифицировать. Минпромторгом России предложены поправки, направленные на унификацию и объединение актов Правительства РФ, устанавливающих ограничения и запреты на допуск иностранных товаров для целей госзакупок.
Документ: Проект постановление Правительства РФ ID проекта 01/01/11-23/00143261
3.В Законы N 44-ФЗ и 223-ФЗ могут включить положения об особенностях закупок в сфере высоких технологий
Документ: Перечень поручений по итогам Восточного экономического форума (утв. Президентом РФ 11 ноября 2023 г. N Пр-2246, п.1л)
4.Предложено уточнить критерии отнесения продукции автомобилестроения к отечественным товарам
Минпромторг предложил скорректировать Постановление №719 в части подтверждения российского производства продукции автомобильной промышленности.
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/10-23/00143201
5.В Казначействе рассказали о переходе на цифровой контракт в ГИС ЕИС при конкурентных закупках
16 ноября 2023 года состоялось Всероссийское совещание Федерального Казначейства, посвященное переходу на цифровой контракт в ГИС ЕИС Закупки по конкурентным процедурам.
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Снижение неустойки по госконтракту: интересные примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Отсутствие негативных последствий, обоюдная вина сторон в ненадлежащем исполнении контракта, ошибки заказчика в техзадании и нестоимостный характер нарушения. О том, как такие обстоятельства влияли на итоговый размер ответственности контрагента, читайте в обзоре
2.ФАС: неразмещение сведений о закупке в ЕИС не делает её неконкурентной и не предоставляет заказчику право её отмены в любое время до заключения договора
Документ: Постановления АС Московского округа от 10.11.2023 г по делу № А40-16654/23 и делу № А40-254140/22
Смотрим
3.Исполнение контракта из-за повышения цен на материалы стало невыгодным. Может ли исполнитель отказаться продолжить работу и не попасть в РНП ?
Суды напомнили о том, кто несёт риск повышения рыночных цен на материалы в течение срока исполнения контракта.
Документ: Определение ВС РФ от 07.11.2023 г № 305-ЭС23-21020по делу №А40-245008/2022
Смотрим
4.Госзаказчик установил требования к компонентам товара — контролеры нашли нарушение Закона N 44-ФЗ
Документ: Решение Ленинградского УФАС России от 16.10.2023 по делу N 047/06/42-3207/2023
5.Услуги по госконтракту перестали оказывать из-за удорожания товаров — суд нашел основания для РНП
Документ: Определение ВС РФ от 07.11.2023 N 305-ЭС23-21020 по делу А40-245008/2022
Смотрим
6.Суды поддержали участников госзакупок в споре о картельном сговоре из-за низкой рентабельности работ
Документ: Постановление АС Московского округа от 02.11.2023 № Ф07-20241/2021 по делу N А40-248476/2022
Смотрим
7.Кассация: нарушения при экспертизе товара помогли поставщику оспорить отказ от госконтракта
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 02.11.2023 № Ф06-9451/2023 по делу N А06-7697/2021
8.Декларация страны происхождения товара является достаточным условием для применения преференции в соответствии с Приказом №126н
Документ: Постановление АС Московского округа от 31.10.2023 № Ф05-25437/2023 по делу № А40-264235/22-147-2063
Смотрим
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Отклонение заявки (Закон N 44-ФЗ) в связи с указанием в ней информации о первичной упаковке лекарственного препарата не в соответствии с требованиями извещения
При проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата к поставке требуется: Натрия Хлорид раствор для инфузий 600 мл. Один из участников закупки направил предложение: Натрия хлорид раствор для инфузий 300 мл, в кратном количестве. Данная заявка была отклонена заказчиком на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Согласно подп. “в” п. 5 постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением раствора для инфузий. Правомерно ли отклонение заявки в данном случае?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
В описанной в вопросе ситуации заказчик был обязан принять решение об отклонении заявки в связи с тем, что в заявке была указана информация о первичной упаковке предлагаемого товара не в соответствии с требованиями извещения.
Обоснование позиции:
2.При поставке товара по заявке заказчика в срок, но не в полном объеме, размер штрафа исчисляется от цены контракта или от стоимости заявки?
Ответ
3.Может ли заказчик отказаться от заключения договора по итогам аукциона, проведенного по Закону N 223-ФЗ?
По итогам аукциона, проводимого в соответствии с Законом N 223-ФЗ, определен победитель, опубликован итоговый протокол. Заказчику необходимо через 10 дней подписать договор на площадке. Однако заказчик выяснил, что юридическое лицо – победитель закупки было зарегистрировано совсем недавно и у него нет никакого опыта работы. Вместе с тем цена контракта значительная (предмет контракта – поставка дорогостоящего оборудования), предусмотрен аванс в размере 30% цены договора. Размер обеспечения исполнения договора составляет в соответствии с условиями договора “в размере аванса либо не менее 5% начальной цены договора”. Победитель закупки выбрал второй вариант. На каком основании заказчик может не заключать договор с данным победителем без последствий для себя?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Оснований для отказа от заключения договора в рассматриваемом случае у заказчика нет.
Обоснование вывода:
4.Каким методом необходимо обосновывать НМЦК на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот?
Готовим аукцион на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот. Обосновываем НМЦК тарифным методом на основании постановления Администрации района об установлении стоимости 1 кв. м. для приобретения квартир сиротам, однако у нас не хватает лимитов бюджетных средств для осуществления закупки. Можно ли в обосновании НМЦК указать, что в связи с отсутствием лимитов НМЦК устанавливается в пределах лимитов, доведенных до заказчика?
Ответ
Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
При закупке жилых помещений использовать тарифный метод расчета НМЦК недопустимо.
Аргументация
5.Как правильно заполнить в Типовой форме независимой гарантии по Закону N 44-ФЗ графу “Место нахождения” для юридического лица по ОКТМО?
Ответ
6.Правомерно ли будет включать в предмет одного аукциона пищевые продукты, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, и пищевые продукты, не включенные в указанный перечень?
Ответ:
Нет, считаем, что неправомерно включать в предмет одного аукциона пищевые продукты, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, и пищевые продукты, не включенные в указанный перечень.
Обоснование:
7.Обязан ли заказчик формировать проект контракта и извещение по Закону N 44-ФЗ с использованием ЕИС с 1 октября 2023 года?
Ответ
8.Возможно ли в рамках Закона N 223-ФЗ заключить соглашение о новации?
Можно ли в ситуации возврата займа заключить с должником в рамках Закона N 223-ФЗ соглашение о новации, в котором обязательство по возврату займа будет заменено на обязательство по выполнению работ на сумму долга (в самом соглашении будут указаны объем работ и стоимость)? Не будет ли данная схема противоречить требования Закона N 223-ФЗ?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Рассматриваемый Закон никак не ограничивает возможность изменения обязательств и не исключает возможность заключения соглашения о новации. Однако соглашение о новации может быть признано договором, который должен заключаться в порядке, предусмотренном положением о закупке.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/vozmozhno-li-v-ramkah-zakona-n-223-fz-zaklyuchit-soglashenie-o-novatsii/
9.В каких случаях описание характеристик закупаемых по Закону N 44-ФЗ товаров, работ, услуг после 1 октября 2023 года формируется в структурированном виде?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
При формировании описания объекта закупки характеристики соответствующего объекта закупки указываются с использованием ЕИС (в структурированном виде) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 07.11.2023 по 12.11.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию