В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Утверждена форма особого мнения на заключение госзаказчика о цене продукции, поставляемой по ГОЗ
Документ: Приказ ФАС от 11.05.2023 № 272/23
2.Утвержден новый порядок приостановления и отмены приостановления осуществления операций на лицевых счетах, открытых получателям средств федерального бюджета
Документ: Приказ Минфина РФ от 15.05.2023 № 68н
3.Определен порядок расчета расходов заказчика на осуществление строительного контроля при определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом
Документ: Письмо Минстроя России от 02.06.2023 №32403-СМ/09
4.Переход на отечественное ПО некоторых банков и прочих финкомпаний: закон с поправками опубликован
Документ: Федеральный закон от 13.06.2023 N 243-ФЗ
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.ФНС ответила на вопрос об обязательствах по уплате НДС на основании первичных документов при исполнении строительных госконтрактов
Документ:
Письмо ФНС России от 26.05.2023 № СД-4-3/6648 “О налоге на добавленную стоимость”
2.Обоснование НМЦК при закупке услуг охраны
https://gkgz.ru/obosnovanie-nmtsk-pri-zakupke-uslug-ohrany/
3.Как разместить в ЕИС информацию об уплате аванса, если в контракте выделены этапы?
Документ: Письмо Минфина России от 12 апреля 2023 г. N 24-06-06/32815
https://gkgz.ru/kak-razmestit-v-eis-informatsiyu-ob-uplate-avansa-esli-v-kontrakte-vydeleny-etapy/
4.Как добросовестному поставщику избежать попадания в РНП
Что делать законопослушному поставщику, если он в силу внешних и независящих от него обстоятельств не может выполнить условия контракта? Как доказать свою невиновность и избежать включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков?
Эксперты подготовили рекомендации поставщикам с учетом последней правоприменительной и судебной практики.
Читаем
https://gkgz.ru/kak-dobrosovestnomu-postavshhiku-izbezhat-popadaniya-v-rnp/
5.ФАС России ответила на запрос о документе, подтверждающим наличие лицензии у участника закупки
Документ: Письмо ФАС России от 14.06.2023 г № ДФ/46829/23
6.Сроки ремонта дороги по госконтракту изменили из-за непогоды — суды не нашли нарушений
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 02.06.2023 по делу N А73-18049/2021
7.Минфин: О возможности отнесения закупок у единственного поставщика в 20 % объем закупок у субъектов МСП (ПП №1352)
Минфин России ответил на вопрос о достижение годового объема закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (закупки в соответствии с подпунктом “б” пункта 4 положения, утвержденного Постановлением № 1352, в объеме не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров).
Может ли Заказчик включать в состав такого объема закупок у субъектов МСП (20%) сведения о договорах, заключенных по итогам закупок с использованием неконкурентного способа закупки – закупка у единственного поставщика?
Документ: Письмо Минфина России от 07.06.2023 № 24-07-08/52488
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.По госконтракту приобрели не весь объем — суды обязали заказчика заплатить за невыбранный товар
Документ: Определение ВС РФ от 30.05.2023 N 305-ЭС22-13437
2.Ошибки с привлечением субподрядчиков к госзаказу: примеры из практики за 2021–2023 годы
Госзаказчика могут наказать за запрет на работу с субподрядчиками. Претензии может вызвать и условие о согласовании кандидатов на привлечение к исполнению госконтракта. Об этих и других ситуациях читайте в обзоре.
3.Расходы на обжалование действий заказчика не всегда являются убытками (Закон № 223-ФЗ)
Суды разбирались, подлежат ли взысканию с заказчика расходы на обжалование закупочной документации, если жалоба признана УФАС обоснованной.
Документ: Постановление АС Московского округа от 09.06.2023 г № Ф05-10549/2023 по делу № А40-198780/2022
4.Кассация не увидела оснований менять цену госконтракта из-за удорожания материалов
Документ: Постановление АС Московского округа от 30.05.2023 по делу N А40-198172/2022
5.Обеспечение третьей заявки перечислят госзаказчику лишь при систематичности нарушений, напомнил суд
Документ: Постановление 10-го ААС от 31.05.2023 по делу N А41-93596/2022
6.Жалоба на неисполнение предписания не может быть рассмотрена антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
Документ: Решение АС города Москвы от 31.05.20223 г по делу А40-17422/2023
7.Суды: Данные открытых источников о бухгалтерской отчётности участника могут быть использованы для проверки достоверности сведений в составе заявки по 44-ФЗ
Документ: Определение ВС РФ № 305-ЭС23-11165 от 14.06.2023 по делу № А40-136537/2022
8.ФАС: Правоприменительная практика при квалификации действий органов власти и хозсубъектов по статье 16 Закона о защите конкуренции
Документ: Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 01 октября 2021 г. по делу №059/01/16-465/2021
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Срок поставки товара по контракту — до 30 марта 2023 г. Поскольку поставщик исполнил контракт с нарушением сроков, производим начисление пени. Включается ли указанная дата в период просрочки? Какова позиция судов при использовании предлога «до» при указании конечной даты поставки?
Ответ
2.В план-график, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, внесена закупка. При подготовке документов для проведения торгов НМЦК определена в размере меньшем, чем указана в плане-графике.
Можно ли в приведенных обстоятельствах провести закупку без корректировки плана-графика?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В план-график включается не НМЦК, а объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с доведенными заказчику лимитами бюджетных обязательств. При этом план-график не подлежит корректировке в части, касающейся информации об объеме финансового обеспечения, в целях приведения указанной информации в соответствие с условиями закупки.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/o-korrektirovke-plana-grafika-zakupok/
3.В порядке оценки конкурсных заявок используется детализирующий показатель «количество исполненных контрактов». В ходе рассмотрения заявок установлено, что один из участников закупки для получения оценки по указанному показателю представил фиктивные контракты. Как поступить комиссии заказчика: просто не засчитывать указанные контракты при оценке заявки или отклонить ее в связи с выявлением в ней недостоверной информации?
Ответ
4.Предоставляется ли приоритет в ситуации, когда все участники закупки по Закону N 223-ФЗ предложили товары российского происхождения, но один из участников дополнительно предложил товар, включенный в реестр радиоэлектронной продукции? Как трактовать подп. “в” п. 6 постановления Правительства РФ N 925?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации приоритет по постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 не предоставляется.
Обоснование вывода:
5.При закупке работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей скорой помощи заказчик установил в описании объекта закупки требование о том, что работы должны выполняться на рабочих площадях сервисного центра или станции технического обслуживания, находящихся в радиусе не более 30 км от города N. Поступила запрос, автор которого считает данное требование ограничивающим конкуренцию, поскольку его сервисный центр находится на расстоянии 90 км от города N. Но если мы исключим эту формулировку, наши расходы на бензин существенно возрастут! Как же быть?
Ответ
6.Победитель подписал контракт в ЕИС, но не подкрепил информацию об исполненных контрактах для подтверждения добросовестности и направил эту информацию на электронную почту заказчика. Вправе ли заказчик подписать такой контракт?
Ответ: Нет, не вправе.
Обоснование:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 05.06.2023 по 12.06.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию, всегда поможем