Ставим точку в товарном знаке. Когда можно и нельзя отклонить заявку

Ставим точку в товарном знаке. Когда можно и нельзя отклонить заявку

При закупке товара поставщики чаще всего сталкиваются с проблемой подтверждения товарного знака. Сложность в том, что если не указать товарный знак нигде, не указать, но приложить документы с ним или указать незарегистрированный товарный знак — заказчик отклонит заявку. При этом отклонить заявку без товарного знака заказчик вправе только в двух случаях. Специалисты составили схему, по которой можно проверить, правомерно ли заказчик отклонил заявку и оспорить его действия, если необходимо.

Ситуация 1. Участник не указал товарный знак

Указывать товарный знак участники должны при его наличии. По общим правилам описание товара должно подходить под не менее двух разных производителей. На этапе подачи заявки участники могут еще не знать, какой точно поставят товар. В заявке просто указывают — «товарный знак отсутствует». Правило распространяется на конкурентные процедуры и электронные по части 12.

Что учитывать. Если вы нигде не указали товарный знак, а у заказчика нет подтверждения, что у данного товара он есть, отклонять участника на стадии рассмотрения заявок нельзя. Заказчик проверит товар на стадии исполнения контракта.

Пример


Заказчик отклонил одного из участников. Основание — не был указан товарный знак системного блока. Участник пожаловался в УФАС. Товарный знак не является функциональной, технической или качественной характеристикой товара (письмо ФАС от 19.06.2019 № МЕ/51304/19). По мнению контролеров, отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара требованиям, которые установлены в закупке. Регистрация товарного знака является не обязанностью, а правом юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если характеристики товара соответствуют требуемым в извещении, заказчик должен был допустить участника. Контролеры посчитали отклонение неправомерным (решение Краснодарского УФАС от 06.03.2024 № 187/2024 по делу № 023/06/93-1050/2024).

Ситуация 2. Участник не указал товарный знак, но приложил документы с товарным знаком

Заказчик проверит все документы и информацию, которые участник приложил к заявке. Заявка — это совокупность всех документов и информации в ней. Эти документы могут содержать указание на товарный знак.

Что учитывать. Если в описании товара нет указания на товарный знак, но он есть в иных документах, в РУ, в выписке из реестров, то заказчик отклонит заявку. Основание — непредоставление информации (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Пример


Заказчик отклонил заявку одного из участников за несоответствие информации и документов требованиям извещения (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). Основание — в заявке участник не указал товарный знак. В описании было указано «отсутствует». Контролеры установили, что закупка проходила на поставку медизделий — набора для внутривенного вливания. Участник в составе заявки приложил регистрационное удостоверение на наборы. Данное РУ содержало наименование товарного знака SALUVIT, который зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Заказчик поступил правомерно (решение Санкт-Петербургского УФАС от 29.02.2024 по делу № 44-765/24).

Ситуация 3. Участник указал товарный знак, но он не зарегистрирован

При рассмотрении заявки заказчик вправе проверить товарный знак в реестре товарных знаков Роспатента на сайте clck.ru/3CUJqK или clck.ru/3CUJrs. Может проверить товарный знак на иных бесплатных онлайн-платформах.

Что учитывать. Если товарный знак зарегистрирован — заказчик допустит заявку. Если не найдет товарный знак, то отклонит участника. Основание — предоставление недостоверной информации (п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Пример


Заказчик отклонил участника. Основание — недостоверная информация в заявке (п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). УФАС провело внеплановую проверку по жалобе. Оказалось, участник закупки в заявке указал товарный знак «Белаквилон BA-Safe 0.9». Однако на официальном сайте Роспатента в разделе «Реестр товарных знаков и знаков обслуживания» нет сведений о зарегистрированном действующем товарном знаке, который указал участник. Также в заявке не было сертификата регистрации товарного знака. Жалобу участника признали необоснованной, заказчик правомерно отклонил такую заявку (решение Хабаровского УФАС от 25.03.2024 № 7-1/56 по делу № 027/06/106-428/2024).


Товарный знак и торговая марка — не одно и то же
Товарный знак — это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдают свидетельство. Торговая марка — это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара. Два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак, организация или ИП ее регистрирует.

Электронный журнал «Поставщик: все о тендерах»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...