Федеральным казначейством ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственного ему заказчика Центра по обеспечению деятельности Казначейства России (ФКУ «ЦОКР»), осуществлялся на низком уровне, о чем свидетельствуют выявленные нарушения. Об этом говорится в заключении Счетной палаты о результатах проверки бюджетной отчетности за 2019 год в Казначейства.
ФКУ «ЦОКР» наделено полномочиями по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков, заключение госконтрактов, их исполнение для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства.
Проверкой установлены факты несоблюдения ФКУ «ЦОКР» требований о размещении в соответствии с законодательством о контрактной системе извещений о проведении (отмене) электронных аукционов, протоколов подведения итогов электронных аукционов, что приводит к нарушению принципов обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков контрактной системы в сфере закупок.
Госзаказчиками ФКУ «ЦОКР» и его филиалами, подведомственными Федеральному казначейству, всего в 2019 году было проведено 16 246 процедур определения поставщика. Общие данные о проведенных конкурентных способах определения поставщиков и осуществлении закупок у единственного поставщика представлены в таблице на фото.
В 2019 году доля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд с единственными поставщиками составила 67,7 % в общем количестве проведенных процедур, а общая цена государственных контрактов, заключенных с единственными поставщиками (80 123 666,4 тыс. рублей), по отношению к общему объему закупок (91 793 622,0 тыс. рублей) составляла 87,3 %, что оказывает негативное влияние на развитие конкуренции на рынке государственных закупок и снижает возможность увеличения объема экономии бюджетных средств по итогам осуществления закупок.
В 2019 году в ФАС России на действия ФКУ «ЦОКР» и его филиалы подано 105 жалоб, 21 из которых были признаны необоснованными.
Аудиторы отметили отдельные проблемы казначейского сопровождения, решение которых будет способствовать повышению эффективности данной системы:
- отсутствие автоматизации и интеграции части процессов казначейского сопровождения с другими информационными системами, такими как, ГИИС «Электронный бюджет» и ЕИС в сфере закупок;
- осуществление значительного числа операций работниками Федерального казначейства вручную, что может приводить к ошибкам, обусловленным человеческим фактором.
По результатам проверки предложено направить представление Счетной палаты руководителю Федерального казначейства и директору Центра по обеспечению деятельности Казначейства России. Направить информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу.