Российские государственные органы, учреждения и предприятия регулярно обращаются к поставщикам на свободном рынке при задействовании ресурсов системы госзакупок. Рассмотрим, что она представляет собой и какие возможности предоставляет бизнесу.
Система государственных закупок: что это такое
Система закупок для государственных и муниципальных нужд — совокупность правовых и технологических инструментов, с помощью которых различные государственные и муниципальные структуры (органы власти, учреждения, предприятия с государственным участием) приобретают товары, работы и услуги у различных поставщиков. Ими могут быть, в том числе, частные фирмы, предприниматели, обычные граждане.
Государственные закупки осуществляются в различных масштабах — от заказа небольших партий канцтоваров до закупки самолетов. Система госзакупок в России регулируется двумя основными нормативными актами:
- Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, под действие которого попадают закупки органами власти и госучреждениями;
- Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, распространяющимся на закупки предприятиями с государственным участием.
Основной технологический инструмент в рассматриваемой сфере правоотношений — единая информационная система госзакупок (ЕИС), через которую осуществляется обмен данными по контрактам на поставку товаров, работ и услуг. К ЕИС подключено несколько специализированных площадок, на которых проводятся ключевые процедуры, предваряющие заключение контрактов в системе госзакупок — конкурсы, аукционы.
Именно через ЕИС госзакупок и интегрированные с ней площадки взаимодействуют государственные заказчики и их поставщики.
Как взаимодействуют система госзакупок и предприниматели
Закупать товары, работы или услуги государственные заказчики могут в рамках разных типов контрактов, используя различные способы определения поставщиков. Есть 2 основные группы таких способов (ст. 24 Закона № 44-ФЗ, ст. 3 Закона № 223-ФЗ):
- конкурентные (к ним относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений);
- неконкурентные (закупка у единственного поставщика).
Чаще всего применяются именно конкурентные способы, предусматривающие выбор государственным заказчиком одного из нескольких поставщиков, который представит наилучшее предложение по тем или иным критериям, например — по цене. Неконкурентная закупка осуществляется, если исполнитель — фактически единственный компетентный поставщик на рынке, и заказывать больше не у кого (или очень рискованно). Например, если требуется разработка космического ракетного комплекса. Суммы таких закупок, как правило, очень большие, и выполняют их крупнейшие корпорации.
Способ выбора поставщика определяется госзаказчиком на его усмотрение, но с учетом критериев и ограничений, прописанных в регулирующем законе. К числу основных факторов, которые учитываются при таком выборе, можно отнести:
- Ограничения по объему начальной (максимальной) цены контракта(НМЦК),
Потенциальные поставщики не могут предлагать заказчику контракт по цене выше НМЦК, а только по меньшей стоимости. В большинстве случаев размер НМЦК не играет существенной роли, исключение — запрос котировок. Его можно выбрать, если НМЦК не превышает 500 тыс. рублей (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).
К слову, именно запрос котировок можно назвать способом, посредством которого легче всего получить заказ начинающему предпринимателю, который участвует в торгах. В данном случае рассматривается предложенная поставщиком цена в чистом виде, побеждает тот, кто предложил наименьшую стоимость (ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). У малых предприятий и частных лиц, как правило, здесь есть больше пространства для «демпинга», чем у более крупных хозяйствующих субъектов.
- Ограничения по типу закупаемых товаров.
Самые «свободные» способы здесь — аукцион и тот же запрос котировок. В свою очередь, проведение конкурсов в данной части может быть существенно ограничено. Например, открытый конкурс не проводится по товарам, что включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства России от 21.03.2016 № 471-р.
- Дополнительные требования к участникам.
Так, например, для участников аукционов установлены требования в соответствии с приложением № 1 к Постановлению Правительства России от 04.02.2015 № 99. В частности, для выполнения работ по капстроительству стоимостью 10 млн. рублей для федеральных нужд необходимо иметь уже исполненные контракты в данной области (п. 2 документа).
Потенциальный поставщик в системе госзакупок должен быть в установленном порядке зарегистрирован в ЕИС госзакупок. После регистрации он может начать подавать заявки в рамках различных тендеров. При этом ему следует иметь в виду ряд особенностей взаимодействия с заказчиками.
Система госзакупок в России: особенности
Поставщику нужно знать, что российская система госзакупок предусматривает:
- Финансовое обеспечение исполнения контрактов — в ряде случаев.
Так, по Закону № 44-ФЗ обеспечение обязательно, если НМЦК превышает 5 млн. рублей (ч. 1 ст. 44 закона № 44-ФЗ). Но даже если цена меньше, заказчик вправе, хотя и не обязан, установить обеспечение. Возможная величина обеспечения по Закону № 44-ФЗ — от 0,5 до 30% от стоимости контракта (ч. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
По Закону № 223-ФЗ обеспечение необязательно. Заказчик вправе его установить в величине не более 5% от контракта, если его сумма превышает 5 млн. рублей (ч. 27 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).
При этом, есть 2 вида финансового обеспечения в системе госзакупок — обеспечение за счет собственных денежных средств поставщика (размещаемых на спецсчете) и банковская гарантия.
- Санкции за невыполнение поставщиком обязательств по контракту.
Основная санкция — включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. Попасть туда можно быстро, выходить придется долго, и, не исключено, что в судебном порядке.
- Преференции для малых и средних предприятий.
У субъектов МСП заказчики обязаны закупать товары в объеме не менее 15% от годового объема закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), и не менее 20% от годового оборота закупок, заключаемых по Закону № 223-ФЗ (п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства России от 11.12.2014 № 1352).
Таким образом, можно выделить еще одну особенность системы госзакупок: регулироваться она может не только федеральными законами, но и различными подзаконными нормативными актами.
Эффективна ли система госзакупок в России
Система государственных закупок представляет собой масштабную экономическую отрасль. Суммы контрактов, заключаемых в рамках нее, составляют триллионы рублей. Поэтому, современными специалистами регулярно производится оценка экономической эффективности системы государственных (муниципальных) закупок. Точки зрения разных экспертов на этот счет могут быть несхожими, но многие специалисты сходятся в том, что:
- в рамках данной системы создана реальная конкурентная среда, в которой разные экономические субъекты могут на равных предлагать условия заказчикам;
- благодаря централизации закупок в единой информационной системе (пусть и с распределением тендеров по площадкам) образована единая, легко осваиваемая даже начинающими ИП технологическая инфраструктура для выстраивания правоотношений между заказчиками и исполнителями;
- система госзакупок становится одним из самых значимых ресурсов для развития малых и средних предприятий.
Вместе с тем, выявляется и ряд проблем в функционировании системы. Так, по данным исследователей, в закупках как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ по-прежнему велика доля неконкурентного сектора. Отчасти это может быть объяснено масштабной стоимостью отдельно взятых контрактов, например, инфраструктурного характера, исполнение которых иногда не предполагает объективного выбора одного из нескольких поставщиков.
Достаточно велика доля закупок, признаваемых по тем или иным причинам несостоявшимися. Основные причины здесь — недобор «квоты» по участникам в силу малого количества желающих участвовать в конкурсе или же вынужденного отсева отдельных поставщиков. Это косвенно говорит о том, что для многих предприятий сфера госзакупок — новинка. Они либо не рассматривают активное его освоение на текущий момент, либо не готовы корректно обеспечивать соответствие установленным требованиям по участию в тендерах.
Но, так или иначе, система госзакупок в России крайне динамично развивается и будет оставаться одним из ведущих локомотивов национальной экономики в обозримом будущем.