Анализ Счетной палаты показал, что в системе государственных и корпоративных закупок преобладают неконкурентные закупки, а уровень конкуренции практически не меняется. Об этом говорится в отчете ведомства по итогам мониторинга системы государственных и корпоративных закупок.
Система госзакупок по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок (около 70%), неизменным уровнем конкуренции (около трех заявок на лот) и недоверием участников рынка.
«Мы видим, что на практике создать эффективную систему регулирования всего «жизненного» цикла закупок так и не удалось. Функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур что, по сути, не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 года, когда закупки осуществлялись на основе закона № 94», – считает аудитор Алексей Каульбарс.
По мнению Счетной палаты, для дальнейшего развития системе прежде всего не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок. Регуляторы в сфере закупок используют для оценки такие показатели, как среднее количество заявок на один лот и относительную экономию по результатам проведения закупочных процедур. Первый должен показать общий уровень конкуренции, а второй – эффективность закупки. При этом опрос, который провел Институт анализа предприятий рынка Высшей школы экономики, показал, что заказчики и поставщики иначе подходят к оценке эффективности.
«Большинство участников считают закупку эффективной, если по ее результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок. При этом показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются главными критериями эффективности для государственных органов, считает значимыми относительно небольшое число участников», – привел данные опроса Алексей Каульбарс.
Это расхождение указывает на одну из основных проблем действующей контрактной системы – недостаточное понимание регуляторами интересов участников закупок. Другая серьезная проблема – ценообразование. Практически половина нарушений, которые ежегодно выявляет Счетная палата в сфере закупок, связаны с обоснованием цены. 2019 год не стал исключением: почти половина финансовых нарушений, допущенных при закупках в рамках 44-ФЗ, приходится на нарушения при обосновании НМЦК.
Также нужно отметить необходимость совершенствования единой информационной системы в сфере закупок. Сохраняются проблемы с достоверностью размещаемой информации о закупках.
Указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок не позволяют задействовать весь потенциал системы.
Счетная палата РФ по итогам 2019 года выявила 839 нарушений при проведении закупок и исполнении госконтрактов на общую сумму 236,6 млрд рублей, что на 7,7% выше, чем в 2018 году.
“Счетной палатой по итогам 2019 года выявлено 839 нарушений при осуществлении закупок и исполнении государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ на общую сумму 236,6 млрд рублей”, – говорится в отчете.
Согласно отчету ведомства, более 50% от общего количества нарушений приходятся на этапы планирования закупок и исполнения контрактов, то есть на этапы, которые наиболее сопряжены с коррупционными проявлениями.
По данным ведомства, в 2019 году общий объем контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ составил 31,6 трлн рублей или почти 29% ВВП, при этом с 2014 года по 2019 год удельный вес государственных и корпоративных закупок в среднем составлял 31% ВВП.
“Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста”, – отметил аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс, слова которого приводятся в сообщении ведомства.
Действующая система закупок не в полной мере способствует обеспечению экономического роста государства
Повышение эффективности функционирования системы закупок сдерживают следующие факторы:
- сложность и нестабильность законодательства о закупках. В 2019 году Закон № 44-ФЗ изменялся восемь раз и в его развитие было принято 55 НПА;
- усилия направлены на совершенствование процедуры проведения закупок, а не на достижение результативности закупок и обеспечении должного качества товаров, работ, услуг. Единая информационная система в сфере закупок пока не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок.
Предложения Счетной палаты Российской Федерации
По мнению ведомства, для повышения эффективности контрактной системы в сфере закупок необходимо:
- закрепить в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок способ реализации принципа ответственности за эффективность закупок (определив понятие и критерии эффективности осуществления закупок);
- разработать нормативный правовой акт, регулирующий общий порядок формирования НМЦ контрактов при осуществлении государственных и муниципальных закупок, в том числе с учетом отраслевой специфики;
- завершить формирование информации в ЕИС об исполнении контракта в структурированной форме, позволяющей в автоматическом режиме проводить ее обработку, анализ и контроль.
Неконкурентные закупки
Более половины закупок признаются по итогам проведения закупочных процедур несостоявшимися. Доля таких закупок ежегодно увеличивается, отмечают в Счетной палате. Основной причиной признания закупок несостоявшимися является подача одной заявки участника. Объем таких закупок по итогам 2019 года составил 3,7 трлн рублей, или 65,4% общего объема несостоявшихся закупок. В результате порядка 76% общего объема закупок по сумме для государственных и муниципальных нужд приходится на контракты, заключенные с единственным поставщиком, и несостоявшиеся закупки. В разрезе национальных проектов объем несостоявшихся закупок в 2019 году составил 648,1 млрд рублей, или 71,2 % общего объема закупок. Доля несостоявшихся закупок по субъектам Российской Федерации варьируется от 41,4% в Челябинской области до 92,3% в Чукотском автономном округе.
В отчете также сообщается, что количество поставщиков, принявших участие в корпоративных закупках, в 2019 году снизилось на 43,4%, до 131,8 тыс., что свидетельствует о снижении доверия к системе корпоративных закупок. Экономия по итогам осуществления закупок конкурентными способами в 2019 году составила 725,8 млрд рублей, или 5,13%.
Ведомство также отмечает, что региональные контрольно-счетные органы в 2019 году провели 1199 проверок, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок.