1 января 2022 года вступили в силу Правила экономического обоснования затрат крупных подрядных организаций, участников государственных контрактов и получателей субсидий, относимых на себестоимость работ. Участники рынка обеспокоены новыми требованиями по контролю за крупными госконтрактами — по расширенному казначейскому сопровождению.
Казначеев в первую очередь интересует заработная плата, налоги и сборы. Но, при необходимости ,могут оценить и другие статьи расходов, в том числе: затраты на механизмы, стройматериалы и накладные расходы, прибыль.
В случае, если подрядчик не убедит казначея в экономической эффективности, оплата за работы не будет санкционирована, т.е. подрядчик не получит оплату за выполненную работу, этап работы, за объект капитального строительства.
Безусловно, государству важно исполнение национальных проектов в срок, в полном объеме и как можно ниже по цене. В этом баланс эффективной бюджетной политики.
Между тем, я считаю, что эти Правила создают коррупционную схему, так как чиновники вмешиваются в коммерческую деятельность и могут влиять на создание прибыли и ее распределения, как в части оплаты налогов, так и взяток.
Заказчик, подписывая Акты приемки работ будет понимать, что принятые работы могут быть не оплачены, ибо это зависит от казначея, на которого вообще не возложено никакой ответственности за свои действия. Сама приемка работ становится ничтожной.
Очевидно, что данное Постановление появилось в срочном порядке, как ответ на принятие поправок в законодательство, дающее возможность увеличения цены контрактов с учетов роста цен на стройматериалы, поэтому оно противоречиво, коррупционноемко, и думаю должно быть отменено в кратчайшие сроки.
Как пишут СМИ, коллапс в оплате работ по новым Правилам санкционирования, вызвал как протест крупных строителей, так и банков.
Министерство финансов РФ собирает рабочую группу, тем самым соглашаясь с ошибками в Правилах, между тем действие Правил не остановлено, и казначеи как я вижу, будут вскрывать коммерческую тайну.
При этом нужно понимать, что Федеральная налоговая служба имеет полномочия получать данные о заработных платах и налогах по каждому юридическому лицу и в случае неоплаты налогов или необеспечения показателя минимальной заработной платы может заблокировать санкционирование бюджетных расходов в отношении нарушителя.
Взамен коррупционной системы влияния на себестоимость продукции бизнеса и их прибыли, существует институт супервайзеров.
Это представители либо казначейства, либо банков, для санцкионирования оплаты, обследуют объекты капстроя и дают экспертное заключение о ходе работ, объемах и качестве работ на основании справки стройконтроля.
Использование супервайзеров позволит исключить коррупцию при подписании актов приемки на невыполненные работы, будет стимулировать строить ускоренно, исполняя надлежаще национальные проекты.
Безусловно, федеральный закон №44-ФЗ о контрактной системе не отвечает требованиям времени и нужны новые подходы и решения. Система ценообразования совершенно устарела и просится в утиль. Все поправки для решения проблем капитального строительства сомнительны, приняты тактически, но нужна новая стратегия. Уверен, что строительное сообщество с участием экспертов могут разработать специальные решения для управления капитальным строительством в России.
Алексей Савоськин, Почетный строитель РФ, эксперт-практик госзакупок